Техническое обслуживание автобусов
ВведениеВо введении к курсовому проекту должна быть кратко изложена система технического обслуживания и на примерах показано, к чему может привести несвоевременное проведение работ по ТО и ТР (надежность и долговечность, безопасность движения, поломки, отказы и т.д.) В доказательной форме должен быть сделан вывод о необходимости и важности проведения того или иного вида ТО и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.Характеристика объектаВ этом разделе расчетно-пояснительной записки должны быть отражены:- Выбор населенного пункта в соответствии с климатическими условиями, заданными условиями проектирования;- Указано число автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации с учетом коэффициента использования парка;- Примерное распределение транспортных средств по маршрутам: городские, пригородные, междугородние, международные и т.д..Примечание: В реальных условиях наблюдается следующее распределение: Примерно 70% парка используется на городских маршрутах, 20% парка на пригородных маршрутах и 10% - на междугородних перевозках.- Перечисляются необходимые цеха, участки и отделы и т.д.- Указываются условия хранения транспортных средств (на открытых площадках, в закрытых помещениях) с обоснованием способа хранения в зависимости от климатических условий.- Определяется схема технологического процесса проведения ТО и ТР в зависимости от климатических условий, категории эксплуатации и т.д.- Указывается количество автобусов, работающих на различных маршрутах с обоснованием выбора марки автобусов (городские, пригородные, междугородние и т.д.)- Указывается среднесуточный пробег для выбранных автобусов.Схемы маршрутовВ этом разделе приводятся схемы городских, пригородных, междугородних и иных маршрутов, на которых эксплуатируются транспортные средства.Для наглядности приведенных схем используются цветные карандаши, тушь или паста соответствующих цветов.Выбор и корректировка нормативовКоэффициенты корректировки нормативов берутся из «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава транспортных средств».К1 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации;К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы;К3 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий;К4 - коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости в зависимости от пробега с начала эксплуатации;К5 - коэффициент корректирования нормативов трудоемкости в зависимости от количества обслуживаемых автомобилей и технологически совместимых групп.Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0 принимается для:- первой категории эксплуатации;- базовых моделей автомобилей;- умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды;- пробега подвижного состава с начала эксплуатации, равного 50 - 75% от пробега до капитального ремонта;- автотранспортных предприятий, на которых производятся техническое обслуживание и ремонт 200 - 300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимых группы.Результатирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов
Периодичность ТО - К1 М К3
Пробег до КР - К1 М К2 М К3
Трудоемкость ТО - К2 М К5
Трудоемкость ТР - К1 М К2 МК3 М К4 М К5
Расход запасных частей - К1 М К2 М К3
Примечание: Результатирующие коэффициенты корректирования нормативов периодичности технического обслуживания и пробега до КР должны быть не менее 0,5.
Примеры выбора и корректирования нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава приведены в приложении 1.2 «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Расчет периодичности технического обслуживания
Для более удобной формы расчета следует заполнить таблицу 1.
Таблица 1
|
Марка автобуса (автомобиля) | Расчетный пробег, км | Среднесуточный пробег | |
| ТО - 1 | ТО - 2 | | |
ПАЗ - 3205 | 1200 | 6000 | 105 | |
Лиаз - 677 | 3050 | 11800 | 175 | |
Икарус - 255 | 3000 | 12600 | 300 | |
|
Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 для различных марок автобусов рассчитывают по формулам:
, где:
Р1 - периодичность проведения ТО-1 (в днях)
Р2 - периодичность проведения ТО-2 (в днях)
L1 - откорректированный пробег до ТО-1 (км)
L2 - откорректированный пробег до ТО-2 (км)
Lсс - среднесуточный пробег (км)
Расчет количества автобусов, идущих на ТО-1 и ТО-2 ежедневно
Расчет общего количества автобусов, следующих на ТО-1 и ТО-2 в проектируемом АТП ежедневно производится по формулам:
, где
N1 - количество автобусов, следующих на ТО-1 ежедневно;
N2 - количество автобусов, следующих на ТО-2 ежедневно;
Q - общее количество автобусов данной марки, находящихся в эксплуатации;
P1 - периодичность проведения ТО-1 (в днях);
P2 - периодичность проведения ТО-2 (в днях).
Для того, чтобы перейти к определению численности рабочих, необходимо составить график проведения ТО-1 и ТО-2 для различных марок автобусов.
Анализ графика приводит, как правило, к сокращению количества автобусов, идущих ежедневно на ТО-1 и ТО-2 за счет совпадения дней проведения соответствующего обслуживания.
Таблица 1. Пример построения графика
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | ТО-2 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | ТО-1 | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | | | | ТО-2 | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | ТО-1 | | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
? - ТО -1 и ? - ТО-2 выделяются различным цветом.
По горизонтали отсчитываются дни месяца, по вертикали - порядковые номера автобусов. При необходимости составляется двухмесячный или трехмесячный график. Это зависит от среднесуточных пробелов той или иной группы автобусов.
Для удобства последующих расчетов составляется таблица.
Таблица 2.
|
Марка автобуса | Количество автобусов | По реальным пробегам | |
| ТО-1 по формуле | ТО-1 по графику | ТО-2 по формуле | ТО-2 по графику | | |
ПАЗ - 3205 | 4 | 2 | 1 | 1 | - | |
Лиаз - 677 | 20 | 10 | 5 | 5 | - | |
Икарус - 255 | 4 | 3 | 1 | 1 | - | |
|
Определение численности рабочих
Количество рабочих, необходимых для проведения ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле:
, где
N1 - количество автобусов;
T1 - рассчитанная трудоемкость проведения того или иного технического обслуживания;
K - продолжительность рабочего дня.
Расчет постов линии технического обслуживания производится, исходя из максимального количества людей на одном посту, рекомендованного «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» по формуле:
, где
Nраб - количество рабочих, необходимых для проведения ТО-1;
Nпол - количество рабочих на одном посту, рекомендованное «Положением».
Аналогично проводятся расчеты количества постов для зоны ТО-2. Затем принимается решение о технологическом процессе технического обслуживания (конвейеры, поточные линии, тупиковые посты).
Технологический процесс
Техническое обслуживание проводится на поточных линиях при сменной программе не менее: для ТО-1 - 12-15, для ТО-2 - 5-6 обслуживаний технологически совместимых групп. Минимальная программа для перевода ТО-2 на поток составляет пять-шесть обслуживаний в смену, что соответствует примерно парку автомобилей в 350-450 ед. С увеличением программы или численности парка возрастает экономический эффект от перевода ТО-2 на поток. Количество постов на линии принимается четыре-шесть, большее число усложняет организацию производства и может снизить показатели работы линии. Если линия в пять-шесть постов не обеспечивает потребности зоны, то тогда или увеличивают количество смен, или вводят вторую поточную линию. На практике число линий можно принимать не больше трех.
С целью совершенствования технологического процесса и обеспечения высокого качества весь объем работ по ТО-1 или ТО-2 следует разбить на группы операций и проводить в определенной последовательности (см. НИИАТ, стр. 228-249).
Охрана труда и техника безопасности
В этом разделе определяются задачи охраны труда и указываются:
- виды инструктажей (вводный инструктаж, инструктаж на рабочем месте, повторный инструктаж, дополнительный инструктаж);
- требования техники безопасности к техническому состоянию подвижного состава;
- требования техники безопасности при техническом обслуживании;
- требования техники безопасности при обращении с этилированным бензином;
- требования техники безопасности при обращении с антифризом, кислотами и растворителями;
- правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями;
- правила монтажа и демонтажа шин;
- правила техники безопасности при использовании переносных электроламп и инструментов;
- меры пожарной безопасности.
Список литературы
Список литературы должен быть оформлен согласно ГОСТу 7.1 - 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования правила составления».
Библиографическое описание используемого при выполнении курсового проекта документа может быть двух видов - авторское, т.е. когда оно начинается с фамилии автора или авторов (если их не более трех), и под названием, т.е. когда авторов больше трех, например:
- если 1 автор - Круглов С.М. Все о легковом автомобиле - М.: Высшая школа, 1998.
- если два автора - Кузнецов М.Ф., Филиппов А.А. Конструкции современных автомобилей - М.: Высшая школа, 2000.
- три автора - Кленников В.М., Ильин Н.М., Буралев Ю.В. Учебник водителя категории «В» - М.: Трнаспорт, 1983.
или
- Орлов Ю.Н. и др. Справочник по автомобилям (Храмов С.В., Овсянников М.П., Кукин Н.Б.) - Киев: Техника. 1997.
- если более трех авторов - под редакцией Колесника П.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей (Колясинский З.С., Лушников О.А., Парамонов М.М., Шейнин В.А.) - М.: Транспорт, 1976.
Запись документа по названию
- Справочник. Автобусы «Икарус». Под редакцией Е.С. Кузнецова - М., Транспорт, 1976.