Тяговые и динамические характеристики автомбиля ВАЗ 2107
Тяговые и динамические характеристики автомбиля ВАЗ 2107
22 Содержание 1. Исходные данные для расчета 2. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя 3. Тяговый расчет автомобиля 4. Таблицы 5. Графики 6. Выводы по работе и сравнение исследуемого автомобиля с аналоговыми моделями Литература 1. Исходные данные для расчета |
Марка автомобиля | ВАЗ - 2107 | | Тип привода | Полноприв. | | Полная масса, m, кг | 1550 | | Мощность двигателя , кВт | 75 | | Номинальные обороты n, об/мин | 5400 | | Передаточные числа: | | | коробки передач | 3,667 | | | 1,95 | | | 1,36 | | | 1,0 | | | 0,82 | | главной передачи | 4,1 | | Габаритные размеры: | | | ширина B, м | 1,680 | | высота H, м | 1,640 | | Тип и размер шин | 175/80R16 | | Коэф. перераспределения веса на ведущие колеса л | 1 | | Коэф. деформации шин ? | 0,14-0,2 | | Коэф. сопротивления воздуха К, | 0,2-0,35 | | Условия эксплуатации: | | | Горизонтальный участок дороги с асфальтобетонным покрытием: коэф. сопротивления качению, f коэф. сцепления, ц | 0,014-0,018 0,7-0,8 | | |
2. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя Внешняя скоростная характеристика двигателя - это зависимость крутящего момента, мощности двигателя, расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала при полной подаче топлива. Определение минимальной частоты вращения коленчатого вала: (2.1), где - номинальная частота вращения коленчатого вала, рад/с. (2.2) , где n - номинальная частота вращения коленчатого вала, об /мин. (рад/с) 0,19Ч565 = 107 (рад/с) Для построения внешней скоростной характеристики, зная значения максимальной и минимальной частот вращения коленчатого вала, разделим всю область значений щ на 9 примерно равных промежутков. С помощью формулы Лейдермана определяем значения мощности двигателя соответственно для каждого значения частоты вращения щ коленчатого вала (2.3) где - текущее значение мощности, кВт - номинальная мощность двигателя, кВт - текущее значение частоты вращения коленчатого вала, (рад/с) - номинальная частота вращения коленчатого вала, (рад/с) A, B, C - коэффициенты зависящие от типа двигателя (A, B, C=1) Определим значение соответствующее значению щдв=100 (рад/с) ==16,38 (кВт) Аналогично определяем остальные значения мощности для каждого значения частоты вращения коленчатого вала . Определение крутящего момента двигателя (2.4) 0,153 (кН Ч м) Аналогичным образом определяем остальные значения . Рассчитанные значения , , сводим в таблицу 2.1 По полученным данным (таблицу 2.1) строим внешнюю скоростную характеристику двигателя (Рисунок 1). 3. Тяговый расчет автомобиля Определение скорости движения автомобиля (3.1) , где r - радиус колеса, м. (3.2) , где: d - посадочный диаметр колес, дюйм; B - условная ширина профиля шины, мм; л - коэффициент высоты профиля шины; ? - коэффициент деформации шины. В соответствии с параметрами шины ( раздел 1 ) d = 16 (дюймов) и B = 175 (мм), л = 0,80 см, параметры шины в разделе 1. Для радиальных шин ? = 0,14 - 0,2. Принимаем ? = 0,14. Рассчитаем значения r: = 0,32 (м). (3.3) где: Un - передаточное число k-той передачи, Uo - передаточное число главной передачи. Значения передаточных чисел всех передач приведены в разделе 1. Определим значение Va для первой передачи при щ = 107 рад/с: = 2,30 (м/с). Аналогичным образом определяем значения скорости движения автомобиля на других передачах и значениях щ. Рассчитанные значения скорости сводим в таблицы 3.1 - 3.5. Расчет сил, действующих на автомобиль. Тяговая сила на ведущих колесах определяется по формуле: (3.4) , где - коэффициент полезного действия трансмиссии, которая зависит от типа и конструкции автомобиля, усредненные значения для механических трансмиссии легкового автомобиля равны 0,9. Определим первое значение тяговой силы на I-ой передаче: =6.40 (кН) Аналогичным образом определяем значения автомобиля на других передачах и значениях щ и заносим их в таблицы 3.1 - 3.5. Максимальное значение тяговой силы по сцеплению колес с дорогой Pсц определяем выражением: (3.5) , где - сцепной вес автомобиля (вес приходящийся на ведущие колеса), Н. - коэффициент сцепления с дорогой. (3.6) , где - полная масса автомобиля, кг. g - ускорение свободного падения, м/с. = 0,7 - 0,8. Принимаем = 0,8. =6,57 (кН). Сила сопротивления качению Pk определяется выражением: (3.7) где: Ga - вес автомобиля, Н; f - коэффициент сопротивления качению. f = 0,014-0,018. Принимаем f = 0,014. = 0,21287 (кН). Сила сопротивления воздуха рассчитывается по формуле: (3.8) , где k - коэффициент обтекаемости; F - площадь лобовой поверхности, ; - скорость движения автомобиля, м/с. k = 0.35 (3.9) F = 0.78ЧBЧH, где B и H ширина и высота автомобиля соответственно, м. F = 0.78Ч1,68Ч1,64= 2,15 (). Рассчитаем значения на первой передаче: = 0,0030 (кН). Остальные значения на других передачах рассчитываем аналогично приведенному примеру и заносим полученные данные в таблицы 3.1 - 3.5. Строим тяговую характеристику автомобиля (Рисунок 2). Расчет динамического фактора автомобиля Динамически фактор - это удельная избыточная тяговая сила, которая затрачивается на преодоление дорожных сопротивлений и разгон автомобиля. (3.10) - формула для определения динамического фактора. Пример расчета: = 0,54 Таким же образом рассчитываем остальные значения динамического фактора и заносим их в таблицу 3.1 - 3.5. Динамически фактор по сцеплению с дорогой рассчитывается по формуле: (3.11) , где - коэффициент сцепления с дорогой. = 0,8. = 0,553 Строим динамическую характеристику автомобиля (Рисунок 3). Определение ускорения автомобиля Выражение для определения ускорения автомобиля имеет вид: (3.12) , где - суммарный коэффициент дорожных сопротивлений; g - ускорение свободного падения, м/с. - коэффициент учета вращающихся масс. (3.13) , - уклон дороги, . Так как расчет ведется для сухой горизонтальной асфальтобетонной дороги, то =0. Поэтому справедливо равенство: (3.14) , где Uk - передаточное число k-той передачи; - 0,04-0,08. Принимаем = 0,08. Рассчитаем значение на I -ой передаче: = 2,12 Остальные значения на других передачах рассчитываем аналогично приведенному выше примеру. Значение на всех передачах: =2,12; = 1,34; 1,18; 1,12; 1,09. Для примера определим одно из значений ускорения автомобиля на I-ой передаче: = 1.88 (м/с). Аналогично приведенному примеру рассчитываем остальные значения ускорения на других передачах и заносим их в таблицы 3.1-3.6. Строим график ускорения автомобиля на всех передачах в и - координатах (Рисунок 4). Для каждого из рассчитанных значении определяем обратную величину и заносим полученные значения в таблицы 3.1 - 3.5. Строим графическую зависимость в , Va - координатах (Рисунок 5). Определение времени разгона автомобиля Для определения времени разгона автомобиля до какой-либо скорости необходимо разбить всю область под кривыми графика в , - координатах на вертикальные участки, нижние основания которых - отрезки оси абсцисс, а верхние представляют собой части кривых графика. Рассчитав значения площадей , всех участков, можем определить время разгона автомобиля до скорости соответственно по формуле: (3.15) где: =- площадь k-го участка, мм(l- длинна основания, h- средняя высота); - масштаб скорости автомобиля Va на графике обратной ускорению величины ; - масштаб величины . Полученные результаты заносим в таблицу 3.6. Строим график времени разгона автомобиля (Рисунок 6). Определение пути разгона автомобиля Для определения пути разгона разбиваем все пространство по левую сторону от кривой времени разгона автомобиля на 9 горизонтальных областей, левые основания которых - отрезки на оси координат , а правые представляют собой участки кривой времени разгона. Рассчитав значения площадей всех областей, можем рассчитать путь разгона …, который необходимо проехать автомобилю для разгона до скорости по формуле: (3.16) , где: - масштаб времени разгона автомобиля , . Рассчитаем значения пути разгона …до скорости соответственно . Полученные значения запишем в таблицу 3.7. Строим график пути разгона автомобиля (Рисунок 7). Расчет и построение графика пути торможения автомобиля Тормозные свойства автомобиля можно оценить величиной минимального тормозного пути за время торможения с максимальной эффективностью. Для этого используем зависимость : (3.18) , где: - скорость автомобиля; - время запаздывания тормозов (принимаем = 0,05с); - время нарастания ( принимаем = 0,4с). Считаем два варианта торможения: на сухой и мокрой дороге с асфальтобетонным покрытием с коэффициентами = 0,8 - сухая дорога; = 0,3 - мокрая дорога. Полученные значения занесем в таблицу 3.8. Строим график пути торможения автомобиля (Рисунок 8). 4. Таблицы Таблица 2.1 - Характеристика двигателя |
, рад/с | 107 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 565 | | Ne, кВт | 16,38 | 23,79 | 32,61 | 41,37 | 49,74 | 57,41 | 64,07 | 69,41 | 73,12 | 75 | | Me, кН*м | 0,153 | 0,159 | 0,163 | 0,165 | 0,166 | 0,164 | 0,16 | 0,154 | 0,146 | 0,134 | | |
Таблица 3.1 - Результаты тягово-динамического расчета ( I передача) |
, рад/с | 107 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 565 | | | 2,303 | 3,2285 | 4,3047 | 5,3809 | 6,4571 | 7,5332 | 8,6094 | 9,6856 | 10,7618 | 11,9671 | | | 6,4027 | 6,633 | 6,8199 | 6,9199 | 6,933 | 6,8591 | 6,6982 | 6,4504 | 6,1157 | 5,6376 | | | 0,0031 | 0,006 | 0,0108 | 0,0168 | 0,0242 | 0,0329 | 0,043 | 0,0544 | 0,0672 | 0,0831 | | D | 0,4208 | 0,4358 | 0,447 | 0,4539 | 0,4543 | 0,448 | 0,4376 | 0,4206 | 0,3977 | 0,3652 | | | 1,8865 | 1,9558 | 2,0114 | 2,04 | 2,0418 | 2,0166 | 1,9644 | 1,8854 | 1,7794 | 1,6288 | | | 0,53 | 0,5112 | 0,4971 | 0,4901 | 0,4897 | 0,4958 | 0,509 | 0,5303 | 0,5619 | 0,6139 | | |
Таблица 3.2 - Результаты тягово-динамического расчета ( II передача) |
, рад/с | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 523 | | | 4,330 | 6,071 | 8,095 | 10,118 | 12,142 | 14,166 | 16,190 | 18,2139 | 20,237 | 22,504 | | | 3,4048 | 3,5272 | 3,6266 | 3,6798 | 3,6867 | 3,6474 | 3,5619 | 3,4301 | 3,2522 | 2,9979 | | | 0,0109 | 0,0214 | 0,038 | 0,0594 | 0,0856 | 0,1164 | 0,1521 | 0,1925 | 0,2376 | 0,2939 | | D | 0,2232 | 0,2305 | 0,236 | 0,238 | 0,2368 | 0,2322 | 0,2242 | 0,2129 | 0,1982 | 0,1778 | | | 1,5267 | 1,5804 | 1,6202 | 1,6354 | 1,6262 | 1,5925 | 1,5343 | 1,4517 | 1,3447 | 1,19563 | | | 0,6549 | 0,6327 | 0,617 | 0,6114 | 0,6149 | 0,6279 | 0,6517 | 0,6888 | 0,7436 | 0,8363 | | |
Таблица 3.3 - Результаты тягово-динамического расчета ( III передача) |
, рад/с | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 523 | | | 6,209 | 8,705 | 11,60 | 14,508 | 17,410 | 20,312 | 23,213 | 26,115 | 29,017 | 32,267 | | | 2,3746 | 2,46 | 2,5293 | 2,5664 | 2,5713 | 2,5439 | 2,4842 | 2,3923 | 2,2682 | 2,0909 | | | 0,0224 | 0,044 | 0,0782 | 0,1221 | 0,1759 | 0,2394 | 0,3127 | 0,3957 | 0,4886 | 0,6041 | | D | 0,1546 | 0,1588 | 0,1611 | 0,1607 | 0,1575 | 0,1515 | 0,1428 | 0,1313 | 0,117 | 0,0977 | | | 1,1618 | 1,1964 | 1,2155 | 1,2118 | 1,18528 | 1,1359 | 1,0636 | 0,9687 | 0,8508 | 0,6918 | | | 0,8607 | 0,8357 | 0,8226 | 0,8251 | 0,8436 | 0,8803 | 0,9401 | 1,0323 | 1,1752 | 1,4454 | | |
Таблица 3.4 - Результаты тягово-динамического расчета (IV передача) |
, рад/с | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 523 | | | 8,445 | 11,83 | 15,785 | 19,731 | 23,67 | 27,624 | 31,570 | 35,517 | 39,463 | 43,883 | | | 1,746 | 1,8088 | 1,8598 | 1,8871 | 1,8906 | 1,8705 | 1,8266 | 1,7591 | 1,6678 | 1,5374 | | | 0,0414 | 0,0813 | 0,1446 | 0,2259 | 0,3253 | 0,4428 | 0,5783 | 0,732 | 0,9037 | 1,1174 | | D | 0,1121 | 0,1136 | 0,1128 | 0,1092 | 0,1029 | 0,0938 | 0,0820 | 0,0675 | 0,0502 | 0,0276 | | | 0,8592 | 0,8724 | 0,8653 | 0,8342 | 0,779 | 0,6997 | 0,5964 | 0,469 | 0,3175 | 0,1193 | | | 1,1637 | 1,1461 | 1,1555 | 1,1986 | 1,2836 | 1,429 | 1,6766 | 2,132 | 3,1493 | 8,3814 | | |
Таблица 3.5- Результаты тягово-динамического расчета (V передача) |
, рад/с | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 523 | | | 10,29 | 14,43 | 19,25 | 24,06 | 28,875 | 33,6883 | 38,5009 | 43,3135 | 48,1261 | 53,5162 | | | 1,4318 | 1,4832 | 1,525 | 1,5474 | 1,5503 | 1,5338 | 1,4978 | 1,4424 | 1,3676 | 1,2607 | | | 0,0615 | 0,121 | 0,215 | 0,336 | 0,4838 | 0,6585 | 0,8601 | 1,0886 | 1,3439 | 1,6618 | | D | 0,0901 | 0,0895 | 0,0861 | 0,0796 | 0,0701 | 0,0575 | 0,0419 | 0,0232 | 0,0015 | 0,0263 | | | 0,6826 | 0,6779 | 0,6471 | 0,5889 | 0,5035 | 0,3907 | 0,2505 | 0,0831 | -0,1115 | -0,3621 | | | 1,4647 | 1,4751 | 1,5452 | 1,6978 | 1,986 | 2,5593 | 3,9907 | 12,0305 | -8,9618 | -2,7613 | | |
Таблица 3.6 Определение времени разгона автомобиля |
Интервал | 2 - 6 | 6 - 10 | 10 - 14 | 14 - 18 | 18 - 22 | 22 - 26 | 26 - 30 | 30 - 34 | 34 - 38 | | Площадь интервала, ?,кл. | 5 | 5,2 | 6 | 7,1 | 9,2 | 11,1 | 15,6 | 21 | 35 | | Суммарная площадь, ?, кл. | 5 | 10,2 | 16,2 | 23,3 | 32,5 | 43,6 | 59,2 | 80,2 | 115,2 | | Время разгона, t, с | 2 | 4,08 | 6,48 | 9,32 | 13 | 17,44 | 23,68 | 32,08 | 46,08 | | До скорости, Va, м/с | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | | |
1 кл. = 0,4с. Таблица 3.7 Определение пути разгона автомобиля |
Интервал | 1,9 - 2,5 | 2,5 - 4 | 4 - 6 | 6 - 8,3 | 8,3 - 11,7 | 11,7 - 15 | 15 - 20,6 | 20,6 - 28,5 | 28,5 - 33 | | Площадь, ?, кл. | 7,6 | 18,6 | 29 | 52 | 80 | 120 | 193,3 | 360 | 251 | | Суммарная площадь, ?, кл. | 7,6 | 26,2 | 55,2 | 107,2 | 187,2 | 307,2 | 500,5 | 860,5 | 1111,5 | | Пройденный путь, S, м | 7,6 | 26,2 | 55,2 | 107,2 | 187,2 | 307,2 | 500,5 | 860,5 | 1111,5 | | До скорости, Va, м/с | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | | |
1 кл. = 1 м. Таблица 3.8 - Расчет пути торможения автомобиля |
Скорость, Va, м/с | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 44 | | Путь торможения ( S, м) при: | | =0,3 | 5,49 | 19,48 | 41,97 | 72,95 | 112,43 | 160,40 | 216,87 | 281,83 | 339,91 | | =0,8 | 2,84 | 8,87 | 18,08 | 30,48 | 46,06 | 64,83 | 86,79 | 111,93 | 134,34 | | |
5. Графики Внешняя скоростная характеристика двигателя Рисунок 1 - Внешняя скоростная характеристика двигателя Тяговая характеристика автомобиля Рисунок 2 - Тяговая характеристика автомобиля Динамическая характеристика автомобиля Рисунок 3 - Динамическая характеристика автомобиля График ускорения автомобиля Рисунок 4 - График ускорения автомобиля График обратной ускорению величины Рисунок 5 - График обратной ускорению величины График времени разгона автомобиля Рисунок 6 - График времени разгона автомобиля График пути разгона автомобиля Рисунок 7 - График пути разгона автомобиля График пути торможения автомобиля Рисунок 8 - График пути торможения автомобиля 6. Выводы по работе и сравнение исследуемого автомобиля с аналоговыми моделями На основе результатов проведенных расчетов и построенных графических зависимостей можем сделать следующие выводы об исследуемом автомобиле ВАЗ - 21074-20. Максимальные скорости, которые автомобиль может развивать в заданных дорожных условиях на всех передачах: = 10 (м/с); = 17,2 (м/с); = 26,7 (м/с); = 36,2 (м/с); = 43 (м/с). Тяговая характеристика автомобиля (5.2) показывает, что максимальная скорость автомобиля = 43 (м/с), ограничена следующими показателями: - сила сопротивления воздуха , - сила сопротивления качению Pk. На низших передачах суммарное действие этих сил ничтожно мало, и поэтому не оказывает практически никакого влияния на движение автомобиля, однако имеет существенное значение на высшей передачи, когда сила сопротивления воздуха достигает максимальных значений, а тяговая сила уменьшается. Таким образом, минимальное критическое значение +Pk , которое превышает тяговую силу и ограничивает скорость движения автомобиля, составляет 1,14 (кН). Максимальное ускорение, развиваемое автомобилем на I передаче: = 1,96 () Максимальное ускорение, развиваемое автомобилем на V передаче: = 0,67 () Рассчитанное время разгона автомобиля до скорости 100 (км/ч) составляет 23 (с), что на 5 секунд больше времени разгона, заявленном производителем. Путь разгона до 100 (км/ч) = 440 (м). Путь торможения со 100 км/ч на мокрой дороге составляет приблизительно 139 метров, а на хорошем сухом покрытии путь торможения более чем в два раза меньше и равен 56 метров. Таблица 1.6 - Сравнение автомобиля ВАЗ - 21074 с другими моделями |
| Снаряженная масса, кг | Мощность, л.с. | Крутящий момент, НЧм | Максимальная скорость, км/ч | Время разгона до 100 км/ч, сек. | | VW Passat 1,6 | 1305 | 100 | 150 при 4000 об/мин | 192 | 12,6 | | ВАЗ - 21074 | 1060 | 74 | 130 при 2100 об/мин | 155 | 17 | | Skoda Fabia 1.4 | 1060 | 86 | 132 при 380 об/мин | 174 | 12.3 | | Сhery A1 | 1040 | 83 | 114 при 3800 об/мин | 156 | 14 | | |
Вывод: Автомобиль ВАЗ - 2107 начал выпускаться на Волжском автомобильном заводе в 1982 году. На тот период времени автомобиль имел неплохие технические характеристики и мог конкурировать с другими автомобилями в своем классе. Но как видно из приведенной выше таблицы, он не в состоянии конкурировать с современными моделями, т.к. проигрывает им по всем техническим параметрам. Литература Коростелев С.А., Беседин Л. Н. ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИИ РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ: Методические указания / АлтГТУ им. И.И.Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ. 2003 - 27с.
| |