Характеристика автомобиля
Характеристика автомобиля
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ РАСЧЕТА АВТОМОБИЛЯ Часть параметров принимаем в соответствии с прототипом, а часть определяем в результате расчетов. В первую очередь устанавливаем массу автомобиля, размер шин, мощность и частоту вращения коленчатого вала двигателя. Собственную массу автомобиля определяем по формуле , (1) где - масса порожнего автомобиля, кг; - грузоподъемность равна 10000 кг; - коэффициент грузоподъемности, который для большинства грузовых автомобилей составляет = 0,9...1,1. При этом большие значения принимаются для автомобилей большой грузоподъемности. Принимаем равным 1. Динамическую характеристику необходимо рассчитать для полностью загруженного автомобиля, масса которого , (2) где - количество мест в кабине равно 2. Размер шин принимаем в соответствии с прототипом, либо выбираем по расчетной нагрузке на колесо, которую определяем с учетом колесной формулы автомобиля и распределением веса полностью груженого автомобиля по осям. Установив размер шин, можно определить расчетный радиус колеса , (3) где - расчетный радиус колес, м; - диаметр обода колеса равен 20 дюймов; - ширина профиля шины равна 10,2 дюймов; - коэффициент, учитывающий радиальную деформацию шины, который зависит от типа шины и давления воздуха в ней, . Принимаем 0,93. Мощность двигателя, установленного на автомобиле, должна обеспечить движение полностью загруженного автомобиля с максимальной скоростью в заданных дорожных условиях. Исходя из этого условия, она может быть рассчитана по формуле , (4) где - мощность двигателя при максимальной скорости движения автомобиля, кВт; - приведенный коэффициент дорожных сопротивлений при максимальной скорости=0,025; - масса груженого автомобиля равна 21261,111кг; - ускорение свободного падения равно 9,81 м/с2; - сила сопротивления воздушной среды при максимальной скорости, Н; - максимальная скорость движения равна 23,6м/с; - КПД трансмиссии при движении на высшей передаче равно 0,9. В свою очередь сопротивление воздушной среды , (5) где - коэффициент сопротивления воздушной среды,=0,55 кг/м3 ; - площадь лобовой поверхности, м2. Для грузовых автомобилей можно принять , (6) где и - соответственно колея задних колес равна 1,63 и габаритная высота равна 2,22 м. КПД механической трансмиссии при движении на высшей передаче = 0,90 (учитывая потери в главной и карданной передаче и так называемые гидравлические потери). На остальных передачах , (7) где - КПД коробки передач, который находится в зависимости от числа зубчатых пар коробки, находящихся в зацеплении . Для автомобилей с карбюраторными, имеющими ограничитель максимальных оборотов найденное по формуле (3) значение будет соответствовать номинальной (максимальной) мощности двигателя, то есть . Если в задании не указана максимальная частота вращения коленчатого вала, то ее можно определить по коэффициенту оборотности двигателя , (8) где - максимальные обороты, об/мин; - максимальная скорость автомобиля, км/ч. Для грузовых автомобилей . 2 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ Тяговые возможности автомобиля при выбранных параметрах трансмиссии и ходовой части определяем внешней скоростной характеристикой установленного на автомобиле карбюраторного двигателя. В курсовой работе используется расчетная характеристика, для построения которой задаем частоту вращения коленчатого вала и находим соответствующие значения и по формулам , (9) , (10) где - мощность двигателя при частоте вращения вала е, кВт; - номинальная мощность двигателя, кВт; - удельный эффективный расход топлива при соответствующих оборотах, г/кВт ч; - удельный эффективный расход топлива на номинальном режиме двигателя, г/кВт ч; - опытные коэффициенты, усредненные значения которых в зависимости от типа двигателя можно принять по таблице 1. - относительная частота вращения вала двигателя. Крутящий момент на коленчатом валу (Нм) и часовой расход топлива (кг/ч) рассчитывают по формулам , (11) , (12) , (13) где - значение динамического фактора при неполной загрузке автомобиля; - значение динамического фактора для полностью загруженного автомобиля; - вес полностью загруженного автомобиля; - вес автомобиля при неполной загрузке. Таблица 1 - Результаты расчета динамической характеристики автомобиля |
Параметры | Передача | Значения при оборотах | | | | 520 | 1040 | 1300 | 1560 | 1820 | 2080 | 2600 | | Ме, Нм | 1 | 658,2888 | 703,658 | 709,327 | 703,688 | 686,66 | 658,288 | 567,49 | | Vi, км/ч | 1 | 5,0036 | 10,007 | 12,509 | 15,0109 | 17,513 | 20,014 | 25,018 | | | 2 | 7,21 | 14,42 | 18,027 | 21,633 | 25,238 | 28,84 | 36,054 | | | 3 | 10,39 | 20,78 | 25,98 | 31,17 | 36,37 | 41,567 | 51,959 | | | 4 | 14,976 | 29,952 | 37,44 | 44,928 | 52,416 | 59,904 | 74,88 | | | | | | | | | | | | Pki, Н | 1 | 22281,23 | 23817,87 | 24009,95 | 23817,87 | 23241,64 | 22281,24 | | | | 2 | 15640,94 | 16527,21 | 16660,5 | 16527,22 | 16127,37 | 15460,95 | | | | 3 | 10728,35 | 11468,23 | 11560,72 | 11468,23 | 11190,77 | 10728,35 | | | | 4 | 7751,35 | 8285,93 | 8352,75 | 8285,93 | 8085,92 | 7751,35 | | | | | | | | | | | | | Pш, | 1 | 3,844 | 15,379 | 24,0,3 | 34,6 | 47,098 | 61,51 | | | | 2 | 7,985 | 31,94 | 49,9 | 71,86 | 97,81 | 127,76 | | | | 3 | 16,58 | 66,33 | 103,65 | 149,25 | 203,15 | 265,34 | | | | 4 | 34,44 | 137,76 | 215,26 | 309,97 | 421,91 | 551,07 | | | | | | | | | | | | | Di | 1 | 0,285 | 0,305 | 0,307 | 0,304 | 0,297 | 0,284 | | | | 2 | 0,198 | 0,211 | 0,212 | 0,210 | 0,205 | 0,196 | | | | 3 | 0,137 | 0,146 | 0,146 | 0,145 | 0,140 | 0,134 | | | | 4 | 0,098 | 0,104 | 0,104 | 0,102 | 0,098 | 0,092 | | | |
Таблица 2 - Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя |
x | 0,2 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 1 | дy | | ne, об/мин | 520 | 1040 | 1300 | 1560 | 1820 | 2080 | 2600 | (nн) | | Nе, кВт | 35,844 | 76,632 | 96,56 | 114,948 | 130,86 | 143,376 | 154,50 | (Nен) | | Me, Нм | 658,288 | 703,68 | 709,363 | 703,6881 | 6886,66 | 658,288 | 567,4904 | | | Ge, г/кВтч | 361,2 | 324,8 | 315 | 310,8 | 312,2 | 319,2 | 350 | | | Gm, кг/ч | 12,947 | 24,89 | 30,42 | 35,72 | 40,85 | 45,76 | 54,075 | | | |
Практически построение номограммы сводится к проведению семейства отрезков, соединяющих одинаковые значения динамического фактора на ординатах для соответствующей загрузки автомобиля, которая оценивается коэффициентом использования грузоподъемности , (15) где - действительная масса груза; - грузоподъемность. Выражение (13) позволяет соотношение между масштабами для динамического фактора при полной загрузке автомобиля и для любого . Удобнее всего, проведя ординаты для различных (оси ), выполнить шкалу значений динамического фактора на оси , соответствующую значениям динамического фактора при порожнем автомобиле, а затем соединяем точки с одинаковыми значениями на этой оси и на основной оси ординат для . Масштаб для по оси, соответствующей значениям для порожнего автомобиля связан с ранее выбранным для полностью загруженного автомобиля . 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ ТРАНСМИССИИ Передаточное число главной передачи определяем из условия обеспечения движения автомобиля с максимальной скоростью на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя. В случае, когда максимальная скорость достигается на прямой передаче , (16) где - частота вращения коленчатого вала двигателя, при максимальной скорости , об/мин; - расчетный радиус колеса=0,476, м; - максимальная скорость движения,=22,2 м/с. При определении передаточного числа коробки передач на первой передаче исходим из того, что на первой передаче автомобиль должен преодолевать максимальное дорожное сопротивление (по условию) при работе двигателя в режиме максимального крутящего момента . При этом сопротивлением воздуха пренебрегают. Значение принимаем по внешней скоростной характеристике двигателя. В том случае, когда расчет скоростной характеристики двигателя и динамической характеристики автомобиля выполняется с использованием ПЭВМ, максимальный крутящий момент может быть найден по формуле , (17) где - номинальный крутящий момент, Нм; - номинальная мощность двигателя, 84,60 кВт; - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя =3200, об/мин; Передаточное число коробки передач на первой передаче , (18) (18) где - максимальное приведенное дорожное сопротивление. Передаточные числа промежуточных передаx выбираем так, чтобы они составляли ряд геометрической прогрессии, знаменатель которой , (19) где - количество передач равное 4 (принимаем по прототипу); - передаточное число коробки передач на первой передаче равно 6,347; - передаточное число коробки на высшей передаче равно 1 Значение передаточного числа на i-ой передаче (20) КПД число пар зацепления |
1 передача | 1 | 10,146 | | 2 передача | 2 | 5,684 | | 3 передача | 3 | 3,185 | | 4 передача | 4 | 1,7847 | | | 5 | 1 | | |
|
1 передача | 2 | 0,86436 | | 2 передача | 2 | 0,84707 | | 3 передача | 2 | 0,864 | | 4 передача | 1 | 0,882 | | | 0 | 0,9 | | |
В заключение данного раздела проверим, в каких условиях могут быть реализованы тяговые возможности автомобиля на первой передаче, то есть движение автомобиля с максимальной по двигателю силой тяги без буксования. Это условие имеет вид , (21) где - максимально возможная по условиям сцепления сила тяги автомобиля; - максимально возможная по крутящему моменту двигателя касательная сила тяги. Величина ограничения по сцеплению зависит от коэффициента сцепления и сцепного веса , (22) где - динамический коэффициент нагрузки ведущих колес, который связан со статическим соотношением . Значение принимаем в соответствии с прототипом равное 1,2. Для автомобилей со всеми ведущими осями Учитывая зависимость касательной силы тяги от момента , (23) также то, что найдено из условия преодоления максимального дорожного сопротивления, условие (21) может быть записано так (24) Сопоставим полученное значение со справочными данными для разных дорожных условий и отметим в курсовом проекте, в каких дорожных условиях может быть реализована максимальная (по двигателю) касательная сила тяги. где и - коэффициенты, учитывающие влияние на удельный расход топлива скоростного и нагрузочного режима работы двигателя; - удельный расход топлива на номинальном режиме, г/кВт ч. Значения коэффициента находят как функцию отношения оборотов, соответствующих развиваемой скорости движения к номинальным, то есть (28) а - как функцию отношения развиваемой мощности и мощности двигателя по внешней скоростной характеристике при данной частоте вращения коленчатого вала (29) Графики этих функций приведены на рисунках 11и 12. Учитывая значительную погрешность определения коэффициентов и по графикам, рекомендуется рассчитывать их значения по формулам - для карбюраторных двигателей; - для дизелей. В этих формулах и . В курсовой работе расчет экономической характеристики выполняем для трех значений коэффициента дорожных сопротивлений. Расчет выполняем в такой последовательности. 1 По динамической характеристике определяем наивысшую передачу, на которой возможно движение в заданных дорожных условиях и максимальное значение скорости, которая при этом достигается. 2 Задаем несколько значений оборотов от и находим соответствующие им скорости движения. 3 Рассчитываем сопротивление воздушной среды , а затем - мощность двигателя , необходимую для движения в заданных дорожных условиях с соответствующей скоростью . 4 По внешней скоростной характеристике находим соответствующую принятым значениям оборотов мощность двигателя . 5 Находят отношения и и по графикам (рисунки 3 и 4) определяем коэффициенты и . 6 Рассчитываем удельный расход и расход топлива на 100 км пробега .Объем расчетов можно сократить, принимая такие же значения оборотов, как при расчете динамической характеристики. Результаты расчета рекомендуется оформить в таблицу следующей формы. По полученным данным строим зависимость от скорости движения для различных . Пример экономической характеристики представлен на рисунке 5. Таблица 4Результаты расчета экономической характеристики |
| n, об/ мин | V, км/ч | Pw, Н | Ne, кВТ | Neвн, кВТ | n/nк | Nе/ Nевн | Кn | КN | ge, г/кВТ | Q, л/100км | | Ф1 | 640 | 14,98 | 34,44 | 17,83 | 15,38 | 0,20 | 0,48 | 1,10 | 1,23 | 472,50 | 32,29 | | | 1280 | 29,95 | 137,77 | 39,18 | 32,88 | 0,40 | 0,48 | 1,00 | 1,23 | 430,69 | 31,34 | | | 1600 | 37,44 | 215,26 | 49,91 | 41,43 | 0,50 | 0,50 | 0,97 | 1,20 | 405,63 | 30,87 | | | 1920 | 44,93 | 309,98 | 59,99 | 49,32 | 0,60 | 0,53 | 0,95 | 1,14 | 379,71 | 30,43 | | | 2240 | 52,42 | 421,92 | 68,93 | 56,15 | 0,70 | 0,57 | 0,94 | 1,07 | 353,99 | 30,07 | | | 2560 | 59,90 | 551,07 | 76,20 | 61,52 | 0,8 | 0,63 | 0,95 | 0,99 | 330,32 | 29,89 | | | 2600 | 74,88 | 861,05 | 84,60 | 66,29 | 1 | 0,84 | 1,00 | 0,90 | 315,66 | 32,76 | | Ф2 | 640 | 7,84 | 9,43 | 3,80 | 15,38 | 0,20 | 0,25 | 1,10 | 1,84 | 708,04 | 47,63 | | | 1280 | 15,68 | 37,74 | 7,73 | 32,88 | 0,40 | 0,24 | 1,00 | 1,88 | 657,24 | 45,01 | | | 1600 | 19,59 | 58,96 | 9,79 | 41,43 | 0,50 | 0,24 | 0,97 | 1,87 | 635,23 | 44,08 | | | 1920 | 23,51 | 84,91 | 11,94 | 49,32 | 0,60 | 0,24 | 0,95 | 1,85 | 616,50 | 43,47 | | | 2240 | 27,43 | 115,57 | 14,19 | 56,15 | 0,70 | 0,25 | 0,94 | 1,82 | 600,81 | 43,15 | | | 2560 | 31,35 | 150,94 | 16,55 | 61,52 | 0,8 | 0,27 | 0,95 | 1,77 | 587,13 | 43,06 | | | 2600 | 39,19 | 235,85 | 21,72 | 66,29 | 1 | 0,33 | 1,00 | 1,59 | 556,45 | 42,83 | | Ф3 | 640 | 14,98 | 34,44 | 10,97 | 15,38 | 0,20 | 0,71 | 1,10 | 0,93 | 357,76 | 36,41 | | | 1280 | 29,95 | 137,77 | 22,90 | 32,88 | 0,40 | 0,70 | 1,00 | 0,94 | 328,92 | 34,93 | | | 1600 | 37,44 | 215,26 | 29,52 | 41,43 | 0,50 | 0,71 | 0,97 | 0,93 | 315,12 | 34,51 | | | 1920 | 44,93 | 309,98 | 36,74 | 49,32 | 0,60 | 0,74 | 0,95 | 0,91 | 303,64 | 34,49 | | | 2240 | 52,42 | 421,92 | 44,68 | 56,15 | 0,70 | 0,80 | 0,94 | 0,90 | 297,34 | 35,20 | | | 2560 | 59,90 | 551,07 | 53,45 | 61,52 | 0,8 | 0,87 | 0,95 | 0,91 | 301,87 | 37,41 | | | 2600 | 74,88 | 861,05 | 73,97 | 66,29 | 1 | 1,12 | 1,00 | 1,16 | 407,68 | 55,94 | | |
ЛИТЕРАТУРА 1Скотников В.А., Мащерский А.А., Солонский А.С. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. - М.: Агропромиздат, 1986. - 383 с. 2 Чудаков Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. - М.: Колос,1972. - 385 с. 3 Кутьков Г.М. Теория трактора и автомобиля. - М.: Колос, 1996. - 302 с. 4 Тракторы и автомобили. Раздел "Теория тракторов и автомобилей": Методические указания и задание для курсовой работы / Г.Я. Александров, В.В. Груздев, П.В.Федоров. - М.: ВСХИЗО, 1993. - 47 с. 5 Теория тракторов и автомобилей. Методические указания и задания по курсовой работе для студентов специальности "Механизации сельского хозяйства". Изд. 4-е, перер. и доп. Д.А. Чудаков, И.А. Гончаров. - Белорусский ИМСХ, Минск, 1981. - 108 с. 6 Г.А. Затолокин. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине "Тракторы и автомобили" для студентов специальности 31.11 / Московский гидромелиоративный институт. - М., 1992. - 113 с. 7 Агеев Л.Е и др. Теория трактора и автомобиля: Учебное пособие по выполнению курсовой работы. - Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2001. - 155 с. 8 Артамонов М.Д., Иларионов В.А., Морин М.М. Основы теории и конструкции автомобиля. - М.: Машиностроение, 1974. - 288 с.
| |