Оборонно-промышленный комплекс на Алтае
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Оборонно - промышленный комплекс, история его развития на Алтае
2. Состояние и перспективы развития предприятий ОПК Алтайского Края
2.1 Состояние оборонной промышленности и пути выхода оборонного комплекса из системного кризиса
3. Предприятия оборонно-промышленного комплекса Алтайского края находят эффективные пути развития
Заключение
Список литературы
Введение
Тема реферата - проблемы оборонно-промышленного комплекса. Неслучайно вопрос был поставлен именно так, а не иначе. Вопросу состояния нашей промышленности, тем более в области обороны, отводится весьма малая роль, хотя это неотъемлемая проблема, касающаяся нашей повседневной жизни. Данная тема всегда актуальна, так как сейчас очень остро стоит вопрос, касающейся промышленности.
При подготовке данной работы было изучено и проанализировано масса источников, как нормативно-правовых актов, так и научных работ, учебной литературы, пособий касающихся прямо или косвенно этой темы. К данной проблеме обращается большое количество ученых. Более подробно в своих работах данную тему рассматривает профессор Конин Н.М. Конин, Н.М. Российское административное право: курс лек-ций / Н.М. Конин. - М.: Юрист, 2004.
Рассматривая тему работы, автор преследовал цель подробного изучения оборонно-промышленного комплекса. Для её достижения необходимо проанализировать выше обозначенные вопросы.
· проанализировать вопрос оборонно-промышленного комплекса;
· раскрыть понятия, виды, структуру ОПК на Алтае;
· раскрыть перспективы развития ОПК Алтайского края
1. Оборонно-промышленный комплекс
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК), как и часть других отраслей экономики и науки, преимущественно работающих в военной области, является ведущим звеном в системе жизнеобеспечения вооруженной организации государства (Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований). Преобразования в отечественном оборонно-промышленном комплексе начались в конце 80-х годов. На протяжении всех последующих лет преобразования в области управления ОПК осуществлялись в разнообразных организационно-правовых формах: конверсии оборонного производства; реформирования системы управления производственными оборонными предприятиями (приватизации, акционирования); реструктуризации отечественного ОПК.
Оборонно-промышленный комплекс стал создаваться в Алтайском крае в начале Великой Отечественной войны, когда в 1941-1942 гг. на Алтай был эвакуирован ряд важнейших заводов, часть из которых имела оборонный профиль производства. В 50-е -60-е годы создан куст предприятий в г. Бийск. В окрестностях г. Барнаула построен Алтайский приборостроительный завод "Ротор", были введены оборонные предприятия и в других городах края. В настоящее время на Алтае сосредоточен уникальный научный и производственный потенциал оборонной промышленности, который представляют Федеральный научно-производственный центр "Алтай", акционерные общества: "Барнаултрансмаш", "Барнаульский станкостроительный завод", "Алтайский приборостроительный завод "Ротор", "Полиэкс", государственные унитарные предприятия Бийский олеумный завод, ПО "Алмаз", ПО "Сибприбормаш". Процессы конверсии в Алтайском крае, как и по всей России, протекали на фоне постоянного спада производства, сокращения численности работающих. Выпуск всей продукции оборонных предприятий упал за 11 лет в 4 раза, в том числе военный - почти в 30 раз. Сложившееся положение в ОПК края явилось результатом резкого сокращения, а для половины оборонных предприятий края - полного отсутствия государственного заказа, что не было компенсировано мерами государственной организации конверсии военного производства, активизации военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, социальной защиты высвобождаемых высококвалифицированных кадров. Ситуация усугубляется по причинам неисполнения государственных обязательств по ранее выполненному оборонному заказу и поддержанию мобилизационных мощностей.
Особенно остро негативные социально-экономические последствия обвального сокращения государственного оборонного заказа сказались на градообразующих оборонных предприятиях - ОАО АПЗ "Ротор", ОАО "Полиэкс", ОАО "Рубцовский машзавод". В 1996 году была разработана и утверждена на Совете администрации края "Программа конверсии предприятий оборонного комплекса края". Основная задача этой Программы - сохранение и эффективное использование производственного и кадрового потенциала оборонных предприятий путем дальнейшего перепрофилирования специальных производств на выпуск гражданской продукции, создания дополнительных рабочих мест. За прошедшие годы в рамках программы конверсии были освоены и начат выпуск многих десятков новых видов промышленной продукции и товаров народного потребления. Особенно большая работа в этом направлении проведена в ФНПЦ "Алтай", АПЗ "Ротор", Рубцовском машиностроительном заводе, "Геофизика", "Полиэкс", "Барнаултрансмаш", Барнаульском станкостроительном заводе. На Алтае выпускаются дизели и дизельгенераторы, вся гамма погружных насосов для воды, пластинчатые теплообменники, стиральные машины, электроинструмент, лакокрасочные материалы, медицинская и бытовая техника, композиционные материалы. Освоено производство уникальных посевных и почвообрабатывающих комплексов, ранее не выпускавшихся в России, и много другой продукции для предприятий различных отраслей экономики и населения. На ОАО ""Барнаултрансмаш"" идет активная работа по освоению и началу массового производства дизельных двигателей для легковых автомобилей. Выполнение мероприятий по реализации программы конверсии позволило обеспечить увеличение производства гражданской продукции в 1,5 раза по сравнению с 1990 годом. Однако из-за крайне слабого финансирования из федерального бюджета процесса конверсии ощутимо восполнить по существу в одночасье выпавшие огромные объемы оборонного производства оказалось невозможным. На уровне администрации края часть наиболее важных для региона проектов оборонных предприятий включается в состав приоритетных направлений развития промышленности края. Среди них: организация серийного производства комплекса сельхозмашин, позволяющих осуществить переход земледелия на новые прогрессивные технологии, организация производства гербицидов, синтетических моющих средств, технических средств переработки сельхозпродукции.
Военно-промышленный комплекс представлен 12 предприятиями. В результате проводимой конверсии оборонных предприятий осуществляется прирост мощностей по выпуску гражданской продукции и товаров народного потребления. В последние годы налажено производство стиральных и кухонных машин, телефонных аппаратов, электроинструмента, различных медицинских приборов и т.д., которые ранее завозились из других регионов страны. На предприятиях химической и нефтехимической промышленности выпускаются химические волокна, кордная ткань, автомобильные и авиационные шины, формовые и неформовые резиновые технические изделия, технический углерод, лакокрасочные изделия, растворители, химические реактивы, различные товары народного потребления, изделия бытовой химии. Доля предприятий этой отрасли в общекраевом промышленном производстве составляет около 18%. Предприятия текстильной и легкой промышленности (в их числе два крупнейших в Сибири - меланжевый и хлопчатобумажный) производят ткани хлопчатобумажные и льняные. чулочно-носочные. трикотажные и швейные изделия, обувь. Многие изделия отличаются высоким качеством и пользуются повышенным спросом у населения. Начиная с 1991 года, начала радикальных экономических преобразований, промышленные предприятия края, как и в целом России, переживают трудные времена. Нарушены ритмичность основной части предприятий, кооперированные связи, хроническими стали простои производства из-за отсутствия сырья, комплектующих, имеются трудности со сбытом готовой продукции в связи с неплатежеспособностью потребителей, продолжается спад производства. Глубина экономического спада намного выше, чем в среднем по России и в большинстве ее регионов. Наибольшее падение за годы реформ произошло в легкой промышленности. Создалась зависимость текстильных предприятий края от узбекского хлопка. Рынки сбыта продукции сельхозмашиностроения традиционно были ориентированы в результате общесоюзной специализации на среднеазиатские республики и Казахстан. Теперь это самостоятельные государства, которые не нуждаются в сельхозтехнике, производимой в крае, в прежних объемах, к тому же из-за таможенных барьеров затруднены взаиморасчеты за поставляемую технику. Медленно осуществляется конверсия оборонных предприятий, так как помощь государства из федерального бюджета на ее проведение с каждым годом ослабевает. Мероприятия по перепрофилированию спецпроизводств на выпуск гражданской продукции в последние годы осуществляются в основном за счет собственных средств и банковских кредитов, что при высокой ставке процента и снижающемся платежеспособном спросе потребителей ставит предприятия в чрезвычайно сложное финансовое положение, обуславливает дальнейший спад производства. В крае определены перспективные направления по выходу из кризиса и стабилизации промышленного производства. Это:
· Развитие предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (Программа "Алтайский трактор");
· Организация выпуска оборудования и запчастей для агропромышленного комплекса края;
· Перевод предприятий текстильной и связанных с ними предприятий легкой промышленности на местное натуральное сырье (лен, шерсть, химические волокна), что позволит снять остроту проблемы из-за нехватки привозного сырья (хлопка), загрузить имеющиеся производственные мощности, обеспечить занятость работников (Программа "Ткань").
Для осуществления намеченных программ потребуется нормализовать инвестиционный процесс, создать условия для роста инвестиций в промышленное производство. Среди других мер оживления работы промышленности - формирование краевого заказа, который обеспечивает деятельность целой цепочке предприятий-смежников. В текущем году он сформирован на выпуск 340 тракторов, 60 посевных почвообрабатывающих комплексов и другой сельхозтехники для АПК края на общую сумму 190 млн. рублей. Подобным образом формируется краевой заказ и на социальные нужды края. На поддержку товаропроизводителей края направлен и принятый закон о льготном налогообложении, предусматривающий снижение до 50% налогов в краевой и местные бюджеты при условии увеличения объемов производства от достигнутого на одну четверть. Реализация всех вышеперечисленных мер потребует усиления работы в направлении улучшения качества и совершенствования ассортимента производимой промышленной продукции, технического перевооружения, реконструкции и обновления производств и основных фондов и в конечном счете позволит преодолеть падение промышленного производства и создать предпосылки для его подъема.
В 2008 году рост производства на оборонно-промышленных предприятиях Алтайского края составил не менее 108%. Его планируется обеспечить за счет выполнения оборонного заказа, поставки агрегатов и комплектующих для выполнения экспортных контрактов.
2. Состояние и перспективы развития предприятий ОПК Алтайского края
По оборонно-промышленному комплексу края в 2007 году индекс промышленного производства составил 115,3%, что было значительно выше общекраевого показателя (110,3%). В первом квартале 2008 года отмечалась тенденция к снижению динамики индекса промышленного производства отрасли, если в январе он составлял 106%, то с января по март ИПП снизился до 101% на фоне приращения общего индекса. Начиная с апреля, тенденция меняется к последовательному росту. За 8 месяцев 2008 года темп роста ИПП по оборонно-промышленной отрасли к аналогичному периоду прошлого года составил 114%. За этот период предприятиями ОПК произведено продукции и оказано услуг на общую сумму более 3,7 млрд. руб. Несмотря на то, что показатели отрасли по-прежнему ниже индекса курируемых предприятий по полному кругу (119,0%), ситуация меняется, и уже к концу года прогнозируется превышение значения индекса промышленного производства ОПК по отношению к общекраевому показателю. Отмеченная выше тенденция объясняется существующей спецификой работы с Министерством обороны Российской Федерации. Это и позднее проведение тендеров на работы (до июля этого года), и раннее завершение финансового года (до ноября), и часто допускаемые разрывы в финансировании работ, и задержки в авансировании. Все это приводит к тому, что основная масса работ в рамках подписанных в текущем году контрактов выпадает на второе полугодие. За январь-август 2009 года достигнуто увеличение объемов производства следующими предприятиями и организациями ОПК края (в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года):
ОАО АПЗ «Ротор» - 183,8%,
ОАО ХК «Барнаултрансмаш» - 133,5%,
ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод» - 124,9%,
ФГУП БПО «Сибприбормаш» - 110,0%. Промышленная политика как инструмент экономического роста. Специальный выпуск. Часть II / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 2 (69). - стр. 98-129
Несмотря на незначительность объемов гособоронзаказа прошлых лет, большинство из предприятий ОПК края сумело выжить, при этом обеспечивая рост объемов конверсионной гражданской продукции. Сегодня, при положительной тенденции роста гособоронзаказа и крепких позициях на рынке высокотехнологичной гражданской продукции, предприятия комплекса динамично развиваются (с темпами в среднем по году превышающими общекраевые показатели), осваивают выпуск новых конкурентоспособных изделий, наращивают экспортный потенциал и расширяют географию поставок. Благодаря реализуемой промышленной политике большинства предприятий ОПК, сохраненному мощному кадровому инженерно-техническому потенциалу, высококвалифицированному менеджменту, а также оказываемой поддержке со стороны Администрации края, оборонно-промышленный комплекс сегодня имеет реальные предпосылки для проведения масштабной технической модернизации собственных производств с целью освоения выпуска инновационной продукции. Эта политика является приоритетным направлением работы Администрации края и уже приносит свои положительные результаты. Благодаря совместным усилиям власти, руководителей и собственников предприятий увеличивается государственный оборонный заказ, выравнивается финансово-экономическая ситуация в отрасли, растет социальная ответственность собственников и менеджеров. В рамках федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)», пролонгированной до 2015 года, происходит активное преобразование организационной структуры оборонно-промышленного комплекса края. Ее цель - создание укрупненных вертикально интегрированных оборонно-промышленных структур с замкнутых циклом производства конечной продукции по основным направлениям выпуска, отвечающей высоким требованиям современной Российской Армии и Военно-Морского Флота. Положительные примеры успешной работы в этом направлении в крае имеются. ОАО «Славгородский завод радиоаппаратуры» вошло в вертикально интегрированную структуру ОАО «Концерн «Созвездие», созданную для производства сложных систем и средств связи на основании Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2004 года №993.
В целях сохранения и концентрации научно-производственного потенциала приборостроительных предприятий судостроительной промышленности страны Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №400 преобразовано федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор» (г. Санкт-Петербург) в открытое акционерное общество «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, и в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал созданного холдинга внесены ранее находящиеся в федеральной собственности 38% плюс одна акция открытого акционерного общества «Алтайский приборостроительный завод «Ротор». Основным направлением деятельности вновь созданной государственной корпорации, в которую вошло алтайское предприятие, является проведение разработок, производство, модернизация и дальнейшее сопровождение в эксплуатации навигационной техники и средств связи для надводных кораблей, подводных лодок, морских и речных судов. В настоящее время ведется активная работа по созданию сибирского холдинга НПК «Орион-СРС», объединяющего разработчиков и производителей средств дальней связи. В него планируется включение ряда предприятий ОПК Омской, Свердловской областей, Алтайского края. При этом предполагается внести в уставный капитал создаваемого холдинга 75% акций ОАО «Барнаульский радиозавод», находящихся в собственности Российской Федерации. Сегодня получено согласование Роспрома в том, что акции ОАО «БРЗ» в План приватизации федерального имущества в 2009 г. включаться не будут, а вопрос вхождения алтайских предприятий в «НПК «Орион-СРС» Роспромом поддерживается. Также согласно Указу Президента Российской Федерации №1102 от 28.08.2007 федеральное государственное унитарное предприятие «Уралвагонзавод» преобразовано в открытое акционерное общество «НПК «Уралвагонзавод» со стопроцентным пакетом акций в государственной собственности. Формируемый государственный холдинг объединит крупнейшие промышленные предприятия, ведущие отраслевые конструкторские бюро и научно-исследовательские институты страны. Основной деятельностью холдинга планируется разработка и изготовление машиностроительной продукции мирового класса (специальная военная бронетанково-артиллерийская техника, вагоностроение, тракторостроение, специальная гражданская техника и др.). Также на основании данного Указа ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» исключено из списка стратегических предприятий и предписано передать государственный пакет акций завода (38 %) в создаваемый холдинг.Несмотря на положительные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса последних лет существуют и определенные трудности, тормозящие дальнейшее динамичное развитие отрасли.
2.1 Состояние оборонной промышленности и пути выхода оборонного комплекса из системного кризиса
В течение достаточно длительного времени оборонные отрасли промышленности, впрочем, как и вся промышленность, охвачены глубоким кризисом, однако кризис оборонного комплекса имеет свои специфические особенности, а именно: Предприятия, занятые выполнением государственного оборонного заказа, полностью зависят от уровня его финансирования. Несвоевременные расчеты за выполненный государственный оборонный заказ в течение 1992-1997 годов привели не только к разрушению финансового благополучия предприятий, но и к образованию громадных пени и штрафов в бюджеты разных уровней, а также внебюджетные фонды. Оборонный комплекс с 1992г. получил громадную избыточность мощностей в связи с резким уменьшением госзаказа, но мобилизационные задания остались на уровне 1986 расчетного года, и предприятия вынуждены тратить громадные средства, усугубляя и без того свое сложное финансовое положение. Либерализация цен лишила предприятия собственных оборотных средств, последовавшая в дальнейшем инфляция, связанная с этим кредитно-финансовая политика на фоне открытых границ для ввоза импортных промышленных товаров разрушили производство гражданской продукции.
Проводившееся непрерывно с 1986 года изменение схем управления (что продолжается и сейчас), ликвидация соответствующих министерств в 1992 и в 1997 годах пагубно отразилось на состоянии оборонной промышленности. Наиболее существенное - это разрушение единого экономического, таможенного, законодательного пространства в связи с распадом СССР. Отсутствие перспективы и ясности (в 1992-1994 годах) в понимании: внешней политики, критериев национальной безопасности, военной доктрины, реформы вооруженных сил, программы вооружений, непрерывная смена кадров в Правительстве и руководстве силовых министерств породили ещё большую неразбериху в оборонной промышленности. Правительство отказалось заниматься (промышленной политикой, структурной перестройкой и т.д.), в том числе и оборонным сектором промышленности, считая, что рынок всё расставит на свои места. Опережающий рост цен на продукцию ТЭК и транспортные перевозки, коммунальные услуги, жесткая налоговая политика привели к тяжелейшим последствиям.
3. Предприятия оборонно-промышленного комплекса Алтайского края находят эффективные пути развития
Развитие военно-промышленного комплекса эксперты называют одной из точек роста экономики. Причиной гибели многих промышленных предприятий, в том числе и оборонных, стали не объективные, а скорее субъективные факторы: собственники пытались исполнять роль менеджеров и не справлялись с управлением. Вместе с тем, в Алтайском крае есть немало положительных примеров, пишет «Российская газета». Некоторые предприятия оборонно-промышленного комплекса, чтобы выжить в 1990-е годы, пошли на рисковый шаг -- полную диверсификацию производства. В свое время благодаря этой процедуре руководству завода «Ротор» удалось в буквальном смысле слова спасти свое предприятие. Оборонный заказ предприятия тогда составлял лишь 0,015 процента общего объема выпускаемой продукции. Выжили и те, кто сумел сохранить за собой рынок выпускаемой продукции. В советское время в Российской Федерации существовало четыре завода по производству взрывателей для разных снарядов, в их числе и алтайский завод «Сибприбормаш». Объективно у него было меньше всего шансов на выживание. Однако он остался на плаву и сегодня выпускает номенклатуру всех трех других закрывшихся заводов. «В этом случае сработал отнюдь не эффективный собственник, потому что это государственное предприятие, просто на заводе выстроилась эффективная система управления», так считает бывший вице-губернатор Алтайского края Виталий Ряполов. В сравнительных показателях в 2006 году алтайская промышленность произвела лишь 42% от уровня объемов 1991 года. Чтобы вернуть результаты пятнадцатилетней давности или хотя бы приблизиться к ним, реальному сектору потребуются серьезная загрузка, модернизация производства и внедрение современных технологий, что при существующих скромных бюджетах возможно лишь благодаря вливанию в серьезные интегрированные структуры. Некоторые предприятия военно-промышленного комплекса выбрали именно такой путь. Славгородский завод радиоаппаратуры вошел в концерн «Созвездие», а алтайский приборостроительный завод «Ротор» -- в санкт-петербургский концерн Центрального научно-исследовательского института «Электроприбор» и в течение трех лет планирует увеличить объем продукции втрое. У бывшего гиганта -- Рубцовского тракторного завода, который только начинает «подниматься с колен», появился шанс войти в артиллерийско-бронетанковый холдинг (головное предприятие «Уралвагонзавода»). Хотя завод имеет и другой вариант самостоятельного развития, согласно которому на следующий год он должен вырабатывать продукции на два миллиарда рублей.
Второй по величине город Алтайского края -- Бийск. Он представлен крупным оборонно-промышленным комплексом, включающим в себя такие предприятия, как Бийский олеумный завод, АНИХТ, «Сибприбормаш», химкомбинат, ФНПЦ «Алтай». У всех этих предприятий разные судьбы: одни акционировались, другие частично акционировались или создали холдинг. Бийский олеумный завод сохранил свой статус и 87% мобилизационных мощностей благодаря тому, что в период становления рынка нашел свою нишу, выпуская около 60% продукции по новым разработкам: промышленные средства взрывания и взрыв вещества. К 2001 году прибыль завода достигала 190 миллионов рублей, после чего начался спад. Его взрывчатка не выдержала конкуренции по цене с продукцией мелкого производства. С 1993 года Бийский олеумный завод постоянно находится в состоянии поиска. Но все попытки занять новую нишу приводили к простой истине -- специализацию предприятия не отменить. Производство краски, электродов и прочие начинания оказались безрезультатными, потому что всегда находились крупные компании, поставлявшие на рынок Алтайского края более конкурентоспособные аналоги. В настоящее время ФКП «Бийский олеумный завод» производит продукции на 1,5 миллиарда рублей, но ежегодно падение производства составляет 100 миллионов рублей. И вновь встал вопрос: что делать? «Большая химия вся разобрана. Мощностей в стране в избытке. Если чем-то заниматься, надо учитывать нашу большую транспортную составляющую», -- рассказал заместитель генерального директора Дмитрий Левушкин. /"Ваше дело",28.10.2008/Размышления о будущем привели предприятие к идее заняться переработкой полезных ископаемых -- их в Алтайском крае достаточно. Индекс промышленного производства в ОПК региона в прошлом году составил 110,3 процента. Оборонно-промышленные предприятия края в 2008 году произвели продукции и оказали услуг на общую сумму более 7,3 млрд. руб. Динамика роста объемов производства в течение 2008 года на предприятиях данной отрасли была выше общекраевого уровня. Среди наиболее успешных предприятий ОПК по объемам выпуска товарной продукции - ОАО «Рубцовский машзавод», ОАО «Барнаульский радиозавод», ОАО «Барнаульский геофизический завод», ОАО АПЗ «Ротор», ФКП «Бийский олеумный завод», ФГУП БПО «Сибприбормаш», ОАО «Славгородский завод радиоаппаратуры», ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод», ФГУП ФНПЦ «Алтай». Влияние мирового финансового кризиса на предприятия ОПК незначительно, отмечают в управлении края по промышленности и энергетике. Это позволяет избегать существенного снижения объемов производства, а также строить благоприятный прогноз на будущее, Окончательный план работы отрасли на 2009 год будет сформирован в первом квартале текущего года, что связано со спецификой формирования и доведения до исполнителей государственного заказа Министерства обороны РФ. На основании тенденций последних лет уже сейчас можно предположить, что объем гособоронзаказа на предприятиях Алтайского края каждый год будет прирастать на 10 - 15% в денежном выражении. Дополнительные перспективные направления открываются в связи с вступлением в Государственную корпорацию «Ростехнологии» таких оборонно-промышленных предприятий Алтайского края, как ОАО «Барнаульский радиозавод», ФГУП БПО «Сибприбормаш», ФГУП БСКБ «Восток». Ряд предприятий, ранее вошедших в российские холдинговые структуры, реализуют программы поддержки их со стороны головных компаний. Положительный прирост объемов производства на ряде предприятий ОПК в текущем году следует ожидать в рамках уже подписанных контрактов, а также предварительно проработанных договоренностей.
Заключение
Делая вывод в к работе, необходимо отметить, что оборонно-промышленному комплексу в настоящий момент не уделяется достаточного внимания, которого бы необходимо было приложить. Также замечу, что работа по усовершенствованию ОПК, в нашей стране проводится. Так в июле 2000 года Правительством Российской Федерации была одобрена в целом Федеральная целевая программа по реформированию и развитию ОПК на период 2001- 2006 годы. Но данная программа себя изжила, так как уже 2009г. Необходимы новые предложения, новые разработки, новые программы.
В заключении следует отметить, что вопросы, раскрытые работой не имеют необходимую всесторонность и глубину раскрытия данной темы. Часть из них, безусловно, требуют более глубокого теоретического изучения и практических проверок, существует необходимость дальнейшей теоретической разработки данной темы.
Список используемой литературы:
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2002г. № 95-ФЗ.
3. Федеральный Закон от 6 февраля 1997г. «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации»// СЗ РФ, 2004, № 19.Ст.1784.-М., 2004.
4. Конин Н.М. Российское административное право: курс лекций / Н. М. Конин.- М.: Юрист, 2004.
5. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Саратов: СВИ, 2005.
6. Промышленная политика как инструмент экономического роста. Специальный выпуск. Часть II / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 2 (69). - стр. 98-129
7. Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
8. "Ваше дело",28.10.2008