Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Совершенствование управления военным вузовским образованием в России

Совершенствование управления военным вузовским образованием в России

Совершенствование управления военным вузовским образованием в России

Подробнее остановимся на исследовании состояния высшего военного образования в нашей стране. Оно в силу специфики воинских отношений имеет определенные отличия от общегражданского высшего образования.

Значительное место в системе высшего образования России занимают военные учебные заведения высшего профессионального образования. В вузах Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Пограничной службы и других силовых ведомств внимательно следят за состоянием законодательной базы регулирующей вопросы высшего образования в России. Так, в частности, изучен проект Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации. На основе выступлений представителей силовых ведомств можно утверждать, что данный документ нашел поддержку у «силовиков». «Мы полностью поддерживаем этот документ, поскольку он исходит из приоритетности образования в государственной политике, и считаем, что он может быть принят за основу при окончательной его отработке.

Вместе с тем, в проекте Доктрины вопросы развития образования недостаточно увязаны с задачами обеспечения безопасности России». См.: Золотов Л.С. Проблемы развития высшей школы. // Всероссийское совещание работников образования. М. 2000, - С. 184. В современных условиях национальная безопасность в решающей степени определяется интеллектуальным потенциалом страны, который, в свою очередь, всецело зависит от состояния отечественной системы образования. Поэтому автор считает, что существует острая необходимость внести в проект Доктрины образования предложения, связанные с задачами обеспечения национальной безопасности.

Далее, говоря о задачах государства в области воспитания молодого поколения, нельзя обойти молчанием необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма. Патриотическое воспитание является одним из важнейших и вместе с тем одним из наиболее запущенных в настоящее время направлений воспитательной работы.

Определяя задачи государства в сфере образования представляется необходимым дополнить, к всему прочему, задачи по развитию системы профессиональной ориентации молодежи, повышению престижности профессий, непосредственно связанных с развитием науки, техники и высоких технологий.

В обеспечении национальной безопасности страны особая роль принадлежит офицерам армии и флота, подготовку которых осуществляют военные учебные заведения высшего профессионального образования. В настоящее время параллельно с реформированием Вооруженных Сил развернута большая работа по преобразованию системы подготовки военных кадров.

Программа подготовки одобрена Государственной комиссией Российской федерации по военному строительству. Главная цель преобразования состоит в том, чтобы привести содержание и качество подготовки офицеров в соответствие с требованиями времени, обеспечить гарантированное и устойчивое комплектование Вооруженных Сил квалифицированными военными кадрами. Система военного образования должна стать достаточно гибкой и эффективной, отвечать не только потребностям и задачам современной военной организации, но и реальным экономическим возможностям государства.

Первым важным шагом реформы стала оптимизация сети, емкости и организационно-штатной структуры военно-учебных заведений.

Нормативно-правовой основой регулирующей общие вопросы организации управления военных вузов является Закон Российской Федерации «Об образовании», а так же Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, в котором закреплены основные процедуры формирования органов управления, разграничения компетенции между управленческими структурами и другие вопросы. Сюда же следует отнести общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации и уставы высших военно-учебных заведений.

На сегодняшний день можно выделить 4 новации, которые принципиально отличают современные органы управления вузов от прежних и свидетельствуют об усиливающейся автономии всех государственных вузов:

1. Управление вузом в соответствии с новой редакцией Закона строится на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности (ст. 12). Закон Российской Федерации «Об образовании». Формой самоуправления является ученый совет вуза, ректор осуществляет непосредственное управление.

2. Порядок выборов Ученого совета, в том числе квота по категории работников и обучающихся, устанавливается самим вузом (п.21 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования). Во избежание повторения ошибок управления трудовым коллективом вузы стараются на выборной основе включить в состав совета лиц, причастных к управлению по должности : проректоров, деканов, нач.кафедрами, руководителей других структурных подразделений.

3. Впервые срок полномочий Ученого совета и ректора не установлен, но определяется уставом вуза. Типовое положение лишь устанавливает предельный срок для Ученого совета вуза - 5 лет.

4. Порядок занятия должности ректора стал многовариантным, причем решающее слово за вузом, что закрепляется в уставе (ст.35 Закона, п.59 Типового положения о вузе). Он может быть избран коллективом при предварительном согласовании кандидатуры с учредителем или без такового, с последующим утверждением учредителя (или без утверждения) или нанят учредителем (этот вариант, в принципе, также предполагает вначале инициативу вуза, а затем уже контракт). Назначение ректора не допускается. Аналогичная схема установлена для занятия вакантной должности руководителя учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Конкретизируя порядок в уставе, вузы в основном отдают предпочтение выборности ректора. В случае же истечения срока полномочий работающего ректора в уставе должен быть заложен иной механизм: например, отчет ректора и последующее голосование Ученого совета; если отчет принят, ректор продолжает работу, если нет - он освобождает занимаемую должность и она объявляется вакантной. Также впервые предусматривается аттестация ректора.

Иначе дело обстоит в военных вузах. Особый правовой статус и специфика задач стоящих перед военно-учебными заведениями, а так же необходимость обязательного следования принципам единоначалия и субординации не позволяют сделать должность ректора (начальника) высшего военно-учебного заведения выборной. Так из содержания п. 19 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования следует, что непосредственное управление деятельностью высшего военно-учебного заведения осуществляет его начальник. Он назначается на должность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федерального органа, и является прямым начальником для военнослужащих и лиц гражданского персонала высшего военно-учебного заведения. В качестве подтверждения вышеуказанного можно привести положения устава московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в п. 4.1 которого прописано: «Руководство деятельностью института обеспечивает начальник института, назначаемый указом Президента Российской Федерации по представлению директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации». Устав Государственного образовательного учреждения «Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации». Принят конференцией военнослужащих и гражданского персонала Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации 27 июня 1997 г. М. 1998.

Количество военно-учебных заведений, например, в системе Министерстве обороны сокращено в минувшем году почти в два раза. Таким образом, на сегодняшний день имеется всего 55 военно-учебных заведений, в т.ч. 8 академий, 11 университетов и 36 военных институтов; для сравнения, в 2000 году на территории Российской Федерации работало 1260 гражданских высших учебных заведений, в том числе: 562 государственных высших учебных заведения федерального подчинения, 36 государственных высших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 662 негосударственных вуза, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, из которых 203 имеют государственную аккредитацию.

Дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечиваются наличием 1636 филиалов высших учебных заведений, из которых 1013 - государственных и муниципальных вузов, так же создано 169 филиалов подведомственных Минобразованию России высших учебных заведений. Уровни образования и сроки обучения приведены в соответствии с общегосударственной структурой профессионального образования.

Основу офицерского корпуса составляли и впредь будут составлять офицеры - дипломированные специалисты с высшим профессиональным образованием. Предусматривается также расширить подготовку военных кадров со средним профессиональным образованием.

Существенно обновилось содержание подготовки офицеров. С 1996г. обучение проводится по учебным планам и программам сформированным с учетом требований Государственных образовательных стандартов.

Создано Учебно-методическое объединение высших военных учебных заведений по специальностям в области военного управления. Первоочередную задачу учебно-методического объединения мы видим в том, чтобы разработать проекты государственных образовательных стандартов по тем специальностям в области военного управления, по которым мы готовим старший и высший офицерский состав.

Требуют решения проблемы совершенствования подготовки младших офицеров в военных институтах и университетах. На плечи офицеров -- вчерашних выпускников вузов ложатся в войсках особые профессиональные, физические и морально-психологические нагрузки- Эти нагрузки непосредственно связаны с вооруженной защитой Родины, с обеспечением обороны и безопасности государства. Выпускник должен быть научен не только грамотно эксплуатировать и эффективно применять сложнейшую боевую технику. Это далеко не самое главное. Он обязан умело руководить воинскими коллективами в мирное время и твердо управлять ими в бою. От профессионализма офицеров в решающей степени зависят жизнь подчиненных солдат и сержантов, боевая готовность и боеспособность войск и в конечном итоге -- национальная безопасность государства.

Всем известно выражение: «Есть такая профессия - Родину защищать!». Однако на деле, к сожалению, в законодательстве о труде такой необходимой обществу и государству профессии нет. Отсюда проистекает обязанность военных вузов готовить студентов по двум специальностям: военной и родственной или близкой ей по профилю гражданской. При этом военная специальность попадает в подчиненное положение, поскольку содержание обучения по гражданской специальности диктуется Госстандартом, и именно эта специальность вписывается выпускнику в диплом.

Практика показала, что выполнить требование о подготовке по двум специальностям можно только за счет повышения учебной нагрузки студентов и при условии особого порядка применения Государственных образовательных стандартов. Такой порядок был согласован с Госкомвузом России в 1995 г. Он позволил военным вузам путем тщательного отбора учебного материала и перераспределения учебного времени обеспечить не только необходимую для офицера гражданскую направленность подготовки, но и выделить время на изучение тактических и общевоенных дисциплин, формирующих студента как офицера и военного специалиста.

К сожалению, при непосредственных контактах военно-учебных заведений с учебно-методическими объединениями отдельные председатели УМО требовали безусловного выполнения жестких нормативов, ориентированных, прежде всего на отработку программ высшего профессионального образования, не свойственную офицерским кадрам по сути. Тем самым игнорировались задачи военных вузов и специфика военно-профессиональной деятельности офицеров в войсках. Вместе с тем, опыт боевой подготовки войск и боевых действий в известных всем регионах требует не ослаблять, а усиливать военно-профессиональную составляющую в подготовке курсантов, их полевую, воздушную и морскую выучку.

Представляется необходимым пересмотреть принципиальные подходы к подготовке офицеров как специалистов особого рода, без которых немыслимо существование государства. Государство дает будущим офицерам полноценное профессиональное образование в области военного дела и потому должно давать выпускникам полноценный государственный диплом по полученной военной специальности. Автор убежден, что такой подход, наряду с прочими мерами, будет способствовать повышению престижности военной профессии и укреплению офицерского корпуса Вооруженных Сил.

В 2001 г. российская военная школа вместе со всей системой профессионального образования страны будет отмечать свое 300-летие. Школа «математических и навигацких наук», созданная 14 января 1701 г. указом Петра I, не только положила начало профессиональной подготовке военных кадров, но и явилась первым светским учебным заведением в России. Эта важная историческая веха заставляет внимательно переосмыслить трехсотлетний опыт обучения и воспитания защитников Отечества с тем, чтобы извлечь из него все лучшее, полезное и не потерявшее актуальности в наши дни.

Требование Программы о разработке мер, способствующих выполнению системой высшего образования функций, соответствующих ее общественному и государственному предназначению, предполагает серьезный анализ достижений и изъянов системы высшего военного образования. Пути решения стоящих перед высшей военной школой проблем рассматривались также на съезде Российского Союза ректоров, совещанием ректоров вузов, прошедшим в Минобразовании России в октябре 2000 года.

Проблемы перехода военных вузов на государственные образовательные стандарты нового поколения, внедрение нового перечня номенклатуры специальностей, перестройка сложившейся системы контроля качества высшего образования, активный переход к управлению качеством, оптимизация сети учебных заведений юридическая и организационно-педагогическая легитимизация новых форм организации учебного процесса, новых типов учебных заведений - все это лишь часть поставленных в том или ином виде Федеральной программой развитая образования проблем.

Работа по совершенствованию образовательных программ и стандартов высшего профессионального образования в 2000 году проводилась по целому ряду направлений.

Осуществлен пересмотр Классификатора направлений и специальностей подготовки высшего профессионального образования в целях преодоления их дробления и излишней детализации, приводящих к неэффективной организации учебного процесса.

Новый Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования России от 2 марта 2000 к № 686, содержит 95 направлений подготовки бакалавров и магистров, 84 направления и 171 специальность подготовки дипломированных специалистов (80 за 2001 г. № 11).

Разработаны, утверждены и введены в действие в 2090/01 учебном году государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, примерные учебные планы по направлениям подготовки бакалавров, магистров, дипломированных специалистов и направлениям подготовки дипломированных специалистов.

Организована подготовка учебной литературы по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Для обеспечения расширения доступа граждан к высшему образованию (в том числе и посредством высших военно-учебных заведений) в 2000 году продолжалась разработка соответствующей нормативно-правовой и информационной базы.

Развивается система централизованного тестирования абитуриентов, в связи с чем в 2000 году результаты централизованного тестирования засчитывают в качестве вступительных испытаний более 300 вузов страны. Всего в 2000 году было выполнено 750 тысяч чел./тестов. Таким образом, введение централизованного тестирования абитуриентов позволило внести в механизм приема в вуз значительные качественные изменения позитивного характера. Подобную практику желательно было бы ввести по отдельным дисциплинам и при поступлении в военные вузы.

Контрольные цифры приема студентов на первый курс в государственные высшие учебные заведения возросли с 391,6 тыс. человек в 1995 году до 587,6 тысяч человек 2000 году (или на 50% за последние 5 лет), в том числе на места очного обучения, обеспеченные бюджетным финансированием, с 351,6 тысяч чел. до 390 тысяч человек (или на 10,9%). Цифры представлены с учетом поступающих в военные учебные заведения профессионального образования.

Число лиц, желающих поступить в высшие военно-учебные заведения, продолжает расти. В 2000 году средний конкурс среди подавших заявление в вузы составил 400 человек на 100 мест (1999 г. - 268 человек, 1998 г. - 256 человек, 1997 г. - 228 человек).

Таким образом, можно отметить, что, не смотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться выпускникам военных вузов интерес к профессии военнослужащего не угасает. Это заставляет военное руководство более серьезней, относится к проблемам военного образования, приводить его в соответствие (по качеству и содержанию) с установленными программами требованиями, что способствует развитию сотрудничества военных и гражданских вузов.

Весь предшествующий многолетний опыт подготовки военных кадров указывает на необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества военной и гражданской профессиональных школ. Военная школа, будучи относительно самостоятельной структурой, в общей системе образования, была и остается неотъемлемой частью высшей школы страны. Поэтому в решении сложных и ответственных задач, стоящих перед военно-учебными заведениями, мы рассчитываем на тесное сотрудничество, взаимную помощь и поддержку.

Выводы

Изложенное выше позволяет сделать ряд выводов:

Развитие новых образовательных технологий, новых экономических механизмов и организационных структур в сфере образования выступает необходимой основой, без которой не возможно преодоление кризиса образования и создание новой образовательной системы - системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение сей его жизни. Основные пути совершенствования организации современного образования: проведение целенаправленной политики по организации образования, основанного на новых информационных технологиях, в рамках традиционных учебных заведений; развитие новых типов организационных структур, институциональных форм в сфере образования; решение проблем аккредитации учебных заведений новых, нетрадиционных типов.

Процесс формирования новой образовательной системы принципиально зависит от характера управления образованием. Особенности управления этой системой выражаются в необходимости: решения проблем образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном, глобальном уровнях; реализации принципа системности в управлении образованием на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.

Главной целью регулирования деятельности военных вузов следует считать приведение содержания и качества подготовки офицеров в соответствие с новыми требованиями, обеспечение гарантированного и устойчивого комплектования Вооруженных Сил квалифицированными военными кадрами.

Содержание и развитие системы высшего военного образования зависит как от состояния всей системы образования в России, так и от военной доктрины, определяющих цели и задачи обороны страны и защиты ее границ.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека