Вооружённые силы РФ
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Сорок князей, царей и императоров в тысячу лет создали Россию. В их череде были правители слабые и неудачные, были искусные и гениальные. Недостатки одних на протяжении веков выравнивались деяниями других. Все вместе создали нашу Родину, ее мощь и красоту, ее культуру и величие - и мы, русские, навсегда останемся их неоплаченными должниками.
В своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя - духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии. Зло коварно и безжалостно, для его сдерживания нужна не только духовная, но и военная сила. Необходимы люди, готовые немедленно обнажить шпагу во имя справедливости и добра в защиту чести сограждан и благополучия Отечества.
На протяжении двух столетий офицерский корпус был одной из наиболее образованных и культурных групп общества. Наука и техника России в значительной мере развивались его представителями. Многие из крупнейших русских писателей, поэтов и деятелей культуры либо сами в свое время служили офицерами, либо были выходцами из офицерских семей. ”Сегодня же человек, носящий военный мундир, зачастую воспринимается соотечественниками, ровесниками как интеллектуально и культурно неполноценный”.
“Раз изменились условия политической и общественной жизни, изменился взгляд на армию, естественно, и военно-воспитательные задачи вооруженной силы должны идти по новому плану, в котором нравственное воздействие, работа духовная над нижним чином должна занять подобающее место, а не в виде вспомогательного придатка к военной муштре,” - писал в 1906 году полковник Генерального штаба русской армии М.С. Галкин. И дальше он добавил: ”Пусть же современный руководитель проникнется идеей, что армия трудами тысяч офицеров - воспитателей должны обратиться в огромный дом нравственного и умственного развития, оставаясь в тоже время школой чести, доблести, дисциплины, здорового, надежного патриотизма. Спасение общества и армии - в развитии культуры. Решающим фактором всех преобразований был, есть и будет сам человек - политически активный, социально деятельный, высокообразованный, культурный. Только таким людям по силам возродить воинские традиции, этикет, поднять авторитет армии, ее роль как школы воспитания.
Вооруженные силы РФ на современном этапе
В последние годы военно-политическая ситуация в мире претерпела значительные изменения; закончилась « холодная война», улучшились российско-американские отношения. Выросла угроза 3-й мировой войны. Конфронтация между Востоком и Западом уступила место партнерству. Наметилась важная позитивная тенденция создания европейской системы коллективной безопасности. Произошли и другие положительные сдвиги.
Однако, как показывают факты, военная опасность еще существует. Более того, она непосредственно затрагивает национальные интересы России. Доказательством этого являются следующие факторы:
-существование в различных районах мира очагов военных конфликтов,
-стремление отдельных государств или группировок доминировать в различных регионах, используя в решении спорных вопросов военную силу,
-наличие у ряда государств или коалиций мощных вооруженных сил, высоких мобилизационных возможностей, базирование войск в близи России,
-нестабильность политической обстановки в мире в сочетании с наращиванием некоторыми государствами своего военного потенциала,
-распространение оружия массового поражения и средств его доставки, возможность увеличения членов «ядерного клуба», - попытка некоторых весьма сильных в военно-экономическом отношений держав использовать против России средства политического и экономического давления или военный шантаж.
В сложившихся условиях для России стало объективной необходимостью создание качественно-новых Вооруженных Сил, экономически менее обременительных для государства, значительно меньших по численности и в тоже время более эффективных, способных обеспечить безопасность страны в любой обстановке. Российская армия была создана по указу Президента РФ от 7 мая 1992года «О создании Вооруженных Сил РФ»
Согласно Закону РФ «Об обороне», Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.
Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Таковыми задачами могут быть:
-участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью, в защите прав и свобод граждан России,
-обеспечение коллективной безопасности стран СНГ,
-выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и другое.
Указанные и другие сложные задачи российские войска решают в определенной организационной структуре.
В состав Вооружённых Сил РФ входят Ракетные войска стратегического назначения. Сухопутные войска. Войска противовоздушной обороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот, Тыл Вооруженных Сил, а также рода войск центрального подчинения.
Виды Вооруженных Сил РФ подчиняются главнокомандующим, которые являются заместителями Министра обороны РФ.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ, через Министерство обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил является Генеральный штаб Вооруженных сил Р.Ф.
Истоки военной культуры
У военного дела на Руси богатейшая история. И всегда русские ратники были любимы и уважаемы соотечественниками. Одна из причин тому высокий уровень духовности российского военного. Столетиями вырабатывался в русской армии кодекс нравственности. Его не приходящие ценности - верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества - сохранились как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время. Государственные деятели, полководцы, военоначальники, офицеры и генералы русской армии неустанно заботились о приумножении славы и традиций войск, повышении культуры, соблюдении правил этикета. Особенно велики заслуги в этой области Петра I, П., А. Румянцева, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, Н.Д. Скобелева.
По праву ведущее место в истории русской армии занимает Петр I. Именно его реформами были созданы регулярные армия и флот России, заложены основы военной культуры, преумножены традиции и ритуалы, выработана единая система обучения и воспитания офицеров и солдат. В ней изучение военного дела сочеталось с воспитанием патриотизма, дисциплинированности, чувства чести и духа товарищества, гордости за звание военного. ”В службе честь”- вот главный завет Петра I, которому он следовал неукоснительно и требовал того же от офицеров и солдат. Нравственному воспитанию армии, культуре общения царь - реформатор придавал очень большое значение. Тех офицеров, которые пренебрежительно относились к солдатам, он осуждал. Вот несколько петровских заповедей:
“Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради подлежит их равным образом отечески содержать”; ”Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, направляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых.”. Все это сказано две сотни лет назад, а звучит актуально сегодня. Особенно Петр I заботился о развитии широкого культурного кругозора воспитанников военных школ, будущих офицеров в “Очерках истории морского кадетского корпуса” сообщается, что его учеников обучали рисованию, фехтованию, танцам. В 1702 году по велению Петра I на Красной площади у Никольских ворот начали строить здание публичного театра - “Комедиальную храмину”. В декабре 1703 года здесь стали показывать спектакли, которые посещали и воспитанники военных школ, несомненно, оказав большое влияние на эстетическое развитие будущих офицеров. С именем Петра I связано появление множества воинских ритуалов и атрибутов. Он установил единообразную форму знамени, его расцветку и рисунок, предписал принятие присяги в армии и на флоте под знаменем, символом воинской чести и доблести войск. В петровском ”Уставе воинском“ говорилось: ”Кто знамени присягнул единожды, тот у оного до смерти стоять должен.“ Полк, потерявший знамя в бою, подлежал расформированию, а его солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Тогда же вводиться единая военная форма одежды с различием по родам войск и для гвардии. Правда, впервые знаки различия на Руси появились ещеё в стрелецком войске, но Петр I усовершенствовал их, поднял значимость как необходимых воинских атрибутов. В русской армии с особой ревностью относились к чести военного мундира, олицетворявшейся с боевой славой и ратными традициями войск. Лишение мундира или права ношения каких-либо знаков отличия означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для офицера или солдата. Иногда оно применялось к подразделению или даже воинской части, нарушивших устав или проявивших малодушие на поле боя. При Петре I приняли современный вид награды - медали и ордена. Петр I ввел и особые знаки отличия за, смелость, и храбрость в бою. После смерти царя - реформатора воспитание и образование офицерства по-прежнему - в центре внимания российских самовержавцев.
При Анне Иоанновне в 1731 году учреждается шляхетский (дворянский) корпус. Его ученики изучают наряду с военными предметами иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию.
Педагогические воззрения Екатерины II и одного из главных её помощников генерал-поручика И.И. Бецкого наиболее ярко выразились в ” Новом уставе сухопутного кадетского корпуса”, принятом 11 сентября 1766 года. ” Корень всему злу и добру - воспитание, ” - утверждал Бецкий. Он же считал, что военным в первую очередь нужно давать блестящее воспитание, и предлагал для этого открыть военные школы, в которых обучались бы дети, достигшие 5-6 летнего возраста. Кадеты помимо военных предметов изучали: красноречие, историю, географию, хронологию, языки, нравоучение, естественное право, государственное право, астрономию, рисование, живопись, гравирование, изваяние, делание статуй, архитектуру, музыку, фехтование, танцы. ”. Бецкий считал, что необходимо с раннего детства поддерживать в воспитанниках склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивым и сострадательным к бедности и несчастью. Воспитание кадетов направлялось на развитие у них нравственных качеств, чувств гумманости и человеколюбия. С этой целью устраивались, например, праздники для бедных, когда кадеты должны были прислуживать нищим и калекам, выслушивая рассказы старцев. С военными школами Бецкого, в какой-то степени можно сравнить создание в нашей стране, в годы Великой Отечественной войны, суворовские военные училища с семилетним курсом обучения, а также, в наше время, специализированные военные училища - школы с двухгодичным курсом обучения после окончания средней школы. В них преподаются: музыка, хореография, пение, обширные знания в области литературы и истории, искусства и иностранных языков. Из стен суворовских училищ вышли известные начальники, музыканты, писатели, спортсмены.
В 60-70 годах XIX века в российской армии была проведена крупномасштабная реформа. Ее разработка и реализация связана с именем замечательного военного деятеля генерал-фельдмаршала Д.А. Милютина, бывшего в те годы военным министром. Реформа затронула все сферы жизни армии, в том числе и культурную. Военно-учебным заведениям было предписано вести курс ”преподавания методики или способов обучения нижних чинов грамотности”. В брошюре ”Юнкерские училища в 1874 г. ” отмечалось: ”...будущие офицеры должны быть знакомы теоретически не с какой-либо одной системой обучения грамоте и письму, но непременно с разными системами, принятыми у нас в войсках или же в народных школах... при этом преподаватели обязаны знакомить юнкеров и с практическими приемами совместного обучения нижних чинов чтению и письму...»
Важное место в воспитании патриотизма, верности воинскому долгу отводилось в российской армии изобразительному искусству. И конечно особое место в российской армии занимали военные оркестры. Это связано с тем, что армия не может полнокровно жить без величавой и строгой маршевой музыки, без полковой песни. Музыка как бы возвышает над возможной гибелью в бою, в мирное время поддерживает высокий воинский дух солдат, дает заряд бодрости и оптимизма. Хорошо сказал об этом генерал Бутовский: ”Мы полагаем, что и на мирной деятельности солдата не может благотворно отражаться суровый, грустно-задумчивый и вообще наводящий уныние вид его товарищей. Для избежания этого недостатка в людях начальник должен покровительствовать всяким солдатским забавам, развивающим лихость и веселье: играм, песням, вольной гимнастике, любительским спектаклям и даже вечерам с танцами, если их удобно устраивать. Надо, чтобы солдат непременно гордился своим внешним красивым видом, своим мундиром, характерными манерами той части, в которой он служит, и вообще своей молодцеватостью... Надо пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать весёлость в солдатской среде, после утомительных учений, когда часть возвращается домой, следует непременно вызвать песенников, заставлять играть музыку... Солдатские песни, особенно старинные, исполнены глубокой поэзии, благотворно действующей на душу солдата; слава предков, воспеваемая в этих песнях, волнует молодые сердца мечтаниями о высоких подвигах. Вообще солдатская песня имеет большое воспитательное значение... Музыка, искусство, литература очищают и духовно облагораживают человека, формируют у него эстетическое отношение к окружающему миру, к прекрасному в жизни. ”Одни науки и обучение строевой службе, при всей строгости военной дисциплины, при аккуратном истолковании внутренней службы, при самой тщательной заботливости воспитателей, не могут поднять моральную сторону воспитываемых до желаемой высоты; нравственному усовершенствованию молодых людей помогает, в значительной степени, все то, что может освежать, очищать и облагораживать нашу духовную природу... развитие чувства к изящному - столь же необходимый и не менее серьёзный элемент в воспитании человека, как и все прочие основные элементы” - такой вывод был сделан еще в 1874 году. Спустя сто с лишним лет этот жизненно важный вопрос следует снова обсуждать.
Важную роль в воспитании патриотизма, высоких нравственных качеств российских воинов сыграла Русская Православная Церковь. К сожалению, сегодня мало кто знает о благотворительной деятельности в армии и на фронте военных священников. Это еще одно из ”белых” пятен нашей истории. Хотя ни одна армия мира не дала столько воинов, причисленных к лику святых. Сколько русская. А сегодня о них знают разве что верующие. Говоря о церквях как центрах патриотического и нравственного воспитания, необходимо отметить, что в них хранились не только религиозные реликвии верующих, но и боевые знамена православных частей, оружие и доспехи военноначальников, покрывших себя славой в сражениях. А сами военные священники, помимо богослужебной деятельности, проводили пастырские беседы с солдатами, занятия по словесности, вели антиалкогольную пропаганду.
Размышляя о долге, чести, достоинстве, нельзя не вспомнить о важнейшем общественном институте - офицерских собраниях и клубах, которые были подлинными школами высокой нравственности, норм этикета, духовности, этики.
В начале 60-х годов в Санкт-Петербурге возник кружок офицеров - инженеров, в свободное от службы время собиравшихся в Петропавловской крепости для изучения военно-технических вопросов, углубления профессиональных знаний, а также для общения и отдыха. Этот опыт стал быстро распространяться по войскам.
Преданность отчизне, бескорыстное исполнение воинского долга, знание своего дела, дисциплинированность, инициатива и твердость, забота о подчиненных, товарищество между сослуживцами - все эти требования и правила поведения офицеров постоянно находились в поле зрения офицерских собраний, что благотворно сказывалось на жизни офицерского корпуса. Поэтому было решено укрепить эту традицию и созвать общее собрание офицеров армии и флота. И усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести. Однако идее о проведении военной реформы в то время не было дано осуществиться. Разразилась первая мировая война, грянула гражданская... Многие традиции русской армии были преданы забвению. Ход исторических событий разорвал связь времен, которую только в наши дни мы пытаемся восстановить вновь.
Развитие культуры - сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, создание новых культурных ценностей. Диалектика такого наследования и есть преемственность поколений. Однако, эта важнейшая закономерность развития мировой культуры, по сути дела, была предана забвению уже в первые годы Советской власти. Волна всеобщего ”обновления” обрушилась и на армию. Вместе с ликвидацией старой, царской армии уничтожалось историческое наследие русского воинства, отменялись военные традиции, ритуалы, атрибутика, наименование полков и кораблей. На собираемых столетиями, поколениями традициях русского военного этикета был ”поставлен крест”, вплоть до преследования их продолжателей. Все идеалы были свергнуты, традиции русского военного этикета разрушены. Как известно, после Октябрьской революции были упразднены воинские знаки различия, а декретом предусматривалось выборное начало в армии. Но, как писал генерал-лейтенант русской армии, перешедший на сторону Советской власти: ”...армия не может существовать без авторитетных командиров, пользующихся нужной властью...”. Эксперимент растянулся почти на четверть века. Вновь были введены погоны в годы Великой Отечественной войны. Кое-где возродились офицерские собрания и клубы. Однако есть одно ”но”. Традиции и этикет ведь не вещь, которую можно привнести и присвоить. Они формируются веками, передаются из поколения в поколение. К сожалению, многие из них были уничтожены вместе с их носителями - тысячами российских офицеров - безвозвратно. До сих пор мы исправляем ту роковую ошибку, пытаясь вернуть армии былую славу, возродить ее духовность, преодолеть её ”безродность” по отношению к тысячелетней истории нашего государства. А тогда все решалось быстро и просто. Старую армию с ее традициями разрушили, новую же создавали путем и убеждения, и принуждения. Поэтому не удивительно, что в ней процветали анархизм, партизанщина и дезертирство, которые удалось ликвидировать жестокими мерами лишь к концу 1920 года. Задачи революционной борьбы, укрепления дисциплины и порядка порой просто сводились к расстрелу ”контры” на месте. Появилась практика смертной казни без суда и следствия за измену Советской власти и даже расстрела комиссаров за перебежчиков. Руководство коммунистической партии понимало, что одними репрессивными мерами нельзя удержать солдат в новой армии. Силу воину придает убежденность в правоте дела, за которое он сражается. Задачу политического просвещения и воспитания красноармейцев были призваны решить и культпросветучреждения РККА. И с этим делом они справились. Уже в годы Гражданской войны развернулась работа по ликвидации в Красной Армии неграмотности. К весне 1922 года неграмотность в РККА удалось ликвидировать полностью. Это была большая победа на культурном фронте. Огромный удар по культуре армии и флота был нанесен в предвоенные годы, когда Красная Армия потеряла более 40 тысяч командиров и политработников нового поколения военных кадров. Репрессиям подверглось наиболее квалифицированное звено офицерского корпуса. Сталин и его окружение чувствовали опасность, исходящую от грамотных, смело мыслящих, отстаивающих своё мнение, эрудированных, высококультурных офицеров и генералов. В их травле участвовали и учреждения культуры. Сталинскому режиму удалось разорвать естественную культурную связь и преемственность поколений, уничтожить морально - этические ценности, которые складывались столетиями
О Великой Отечественной войне, о героизме советского народа, отстоявшего независимость нашей Родины сказано и написано немало. Этика и патриотизм этих лет неразделимы.
И сейчас, нынешнее молодое поколение солдат и офицеров воспитывается на культурных традициях, ритуалах, неумолимых идеалах, возникших в те трудные для нашего народа и страны годы.
Воинские ритуалы и традиции этикета
Военная культура, культура быта, общения, поведения и этикета... Они не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армии. Воспоминания о том, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, как высок был когда-то статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, - пожалуй, единственное, что могло бы поддержать сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде. Но для того, чтобы ощущать себя наследником носителей прежнего ореола благородства, чести, ореола традиций русского военного этикета, достоинства, личной культуры, надо быть продолжателем воинских традиций России. А для того, чтобы продолжать воинские традиции, нужно их знать. Приведу, к примеру, некоторые из устоявшихся традиций русского военного этикета и воинские ритуалы, которые, повторяясь из года в год дошли, до наших дней в процессе службы, войдя как в обыденную воинскую жизнь, так и сопровождая нас по торжественным либо траурным случаям.
В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. На полях сражений гражданской и Великой Отечественной войн они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России. Нельзя, конечно же, умолчать о влиянии ”советского периода” в истории России на формирование и создание идеологии в Вооруженных Силах бывшего Советского Союза. Советские воинские ритуалы, сложившиеся при активном участии В. И. Ленина, стали традиционными, приобрели яркую эмоциональную форму, наполнились социалистическим содержанием. Многие из них стали всенародными, общегосударственными.
Любовь к оружию, искусное применение его в бою - славная традиция Российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Получая личное оружие, молодой воин, уже изучивший его и хорошо владеющий им, клянется быть в постоянной готовности с честью выполнить свой долг перед Родиной. В последние годы в Вооруженных Силах установилась традиция - молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость. Эта традиция не нова. Ее корни можно проследить еще со времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском “Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки” был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят “добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие”, обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов и в 19 веке. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке - в церкви или на сборном месте в присутствии, как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии, Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за “Светлые идеалы коммунизма”. И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу, верить в счастливое и мирное “завтра” своих детей. День принятия присяги - это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей Священной клятве - это требование Матери-Родины, народа.
Военная музыка, солдатская труба обладают каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца - так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А.В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: ”Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил. Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым.
Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Музыка - один из самых действительных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависят от яркого и искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит в ритуалы особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя и ритмизируя движение воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Особое место в системе воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше особо акцентируется упругая ритмика, бодрое настроение. Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро. Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. ”Солдат без песни, что, без ружья“, - говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. А.М. Горький видел в солдатской песне источник бодрости и боевого духа. Музыка звучит при принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогает сделать ритуал настоящим явлением искусства.
Зарождение и развитие традиций в армии государства Российского
Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.
Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага.
Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.
Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:
- воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности; - формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям, как в мирное время, так и в условиях войны;
- развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;
- выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;
- формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою, - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;
- воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.
Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на флоте, его последовательное осуществление в многогранной деятельности военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого процесса в содержании воинского воспитания определяются, прежде всего, тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота.
В процессе нравственного воспитания у воинов формируется поднятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.
Особое значение придается личной примерности офицеров в сочетании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.
В содержании воинского воспитания важное место занимает и пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания.
Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации.
Таким образом, воинское воспитание - целенаправленный процесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитников государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил России, успешного выполнения ими своих задач, как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.
Доблесть русских воинов, их беспримерная стойкость и мужество, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь друг другу и взаимная выручка в бою, боевая дружба, проявляемые в борьбе с врагами России, служили и продолжают служить примером для воинов Вооруженных Сил России.
Разгром шведов и немецких рыцарей дружинниками Александра Невского, битва на Куликовом поле, победа народного ополчения над польской шляхтой во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгром шведов под Полтавой, победоносные походы солдат Александра Суворова - это страницы величественной эпохи ратного подвига русского народа в борьбе за свою независимость и национальную честь.
Легендарные сказания о беспримерных подвигах русских богатырей, сражавшихся под предводительством Александра Невского, переходят из поколения в поколение. Мужество и богатырская отвага Гаврилы Алексича, Сбыслава Якуповича и Якова Полочанина, проявленные ими в боях со шведами на берегах Невы, вдохновляли воинов на великие подвиги.
В разгаре боя Гаврила Алексич по доскам верхом на коне въехал на палубу шведского корабля и там продолжал бить врагов.
Шведам удалось сбросить Гаврилу Алексича вместе с конем в воду. Алексич выбрался на берег и продолжал храбро сражаться с неприятелем.
Новгородец Сбыслав Якупович поражал врагов топором, удивляя всех своей богатырской силой и смелостью.
Яков Полочанин бесстрашно врезался во вражеский полк, и смело разил врага, проявляя беспримерную отвагу, мужество и храбрость.
Как говорит предание, он нанес удар предводителю шведов герцогу Бергеру, "возложив печать на его лицо острием своего меча."
Войско Александра Невского отстояло право русского народа на выход к Балтийскому морю и за это потомки воздают ему дань уважения и благодарности.
Горячим патриотом земли русской был сам князь Александр Невский. Под его предводительством в апреле 1242 года русские войска наголову разгромили рыцарей в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. Умело, маневрируя пехотой и конницей, полководец древности нанес сокрушительный удар в тыл врага, а затем выгнал далеко за пределы русской земли непрошенных гостей. Рыцари были окончательно отброшены от русской границы. Отпуская после победы пленных на свободу, Александр Невский наказывал им передавать всем, "... что пусть к нам жалуют любые гости, мы им будем рады; но кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет; на том стояла и стоять будет русская земля..."
Этот наказ, выражающий волю русского народа, не утратил значения и в наши дни. Мы и сейчас с радостью принимаем всех иностранных гостей, которые к нам жалуют с миссией доброй воли, с миссией мира. Но если кто нападет на нашу Родину, Вооруженные Силы
России ответят сокрушительным ударом. В память о подвиге русского патриота Александра Невского, который еще в 13 веке столь успешно отстаивал от иноземных поработителей священную землю отцов, в стране учрежден орден его имени. Орденом Александра Невского награждаются командиры частей и подразделений за инициативу в бою по выбору удачного момента для внезапного и стремительного удара по врагу и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск.
Высокие боевые качества, храбрость и мужество, самоотверженность и выносливость русских воинов проявились в 1380 году в знаменитой Куликовской битве. В этой битве было разгромлено татарское войско во главе с Мамаем и фактически сметено иго татаро-монгол.
Благодаря своему мужеству и патриотизму русский народ отстоял независимость своей Родины и в октябре 1612 года, изгнав со своей земли польских интервентов. Организаторами этой победы были горячие патриоты русской земли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, создавшие народное ополчение. Весь народ поднялся тогда на борьбу с врагом. Разгром интервентов силами народного ополчения явился новым замечательным проявлением старой традиции русского народа всеми силами защищать свою землю, свою столицу - Москву. От подвига Минина и Пожарского пошла историческая нить к Отечественной войне 1812 года, а от нее - к героической обороне советской столицы в 1941 году.
Русский человек шел на самопожертвования, проявляя исключительное бесстрашие, презрение к смерти, если этого требовала Родина, ее независимость. Примеров героического самопожертвования безвестных, простых людей, отдавших свою жизнь во имя Родины, было очень много. На этой почве сложилась легенда об Иване Сусанине, в основе которой лежит действительный случай. По преданию один польский отряд добрался до самой Костромы, но недалеко от нее сбился с дороги. Враги зашли в дом крестьянина села Домнина Костромского уезда Ивана Сусанина и потребовали провести их. Иван Сусанин хорошо знал дорогу, по которой должны были идти враги, но повел их в другую сторону, хотя сознавал, что ему грозит смерть.
Он до конца выполнил свой долг перед русской землей. Враги подвергли его неимоверным мукам, а затем убили, так как он категорически отказался сообщить какие-либо сведения и показать правильную дорогу. Вместе с ним погиб и вражеский отряд, заведенный Сусаниным в непроходимую лесную глушь.
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.
На протяжении почти трех столетий отечественная военная мысль пополнилась богатейшим материалом на тему обучения и воспитания войск. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы русской армии прекрасно понимали значение нравственного элемента в обучении и воспитании войск и тем самым объективно становились носителями национально-патриотических идей.
Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет, прежде всего, о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, о системе воспитания этих прекрасных качеств у русских солдат и офицеров. Но, а воинская честь - это самая главная добродетель солдата.
Величие и могущество, которых достигла Россия к концу 18 века, не были щедрым даром провидения. Они явились результатом колоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны.
Конец 17 - начало 18 века, когда реформами Петра 1 были созданы регулярные армия и флот России, можно по праву считать началом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат. Именно тогда закладывались взгляды и принципы, на основе которых в дальнейшем развивалась отечественная школа военной педагогики. Выше всего Петр 1 ставил нравственное воспитание армии.
Средствами для воспитания высоких нравственных начал в русской армии, по его мнению, явились дисциплина, требование от офицеров твердого характера, сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству.
Большое влияние на направление воспитания оказал русский полководец П.А. Румянцев. Честь офицерская и солдатская понималась Румянцевым как высшее проявление всех добродетелей военного человека. Он считал, что офицеры только тогда достойны звания защитника Отечества, когда они "должность и ревность к службе и собственную свою честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат".
Богатый опыт семилетней войны и преобразования в русской армии, успешно проведенные Румянцевым, оказали основополагающее влияние на великого русского полководца А.В. Суворова, которому удалось не только творчески обобщить все лучшее, что было достигнуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести существенный вклад в развитие системы воспитания и обучения войск.
Поэтому большую актуальность сохраняет до сих пор военное наследие великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Его знаменитая "Наука побеждать" провозглашает следующее:
1. Солдату надлежит быть здоровым, храбрым, твердым и правдивым
2. Всякий воин должен понимать свой маневр.
3. Тяжело в ученье - легко в походе; легко в ученье - тяжело в походе.
4. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.
5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат.
6. Граждан республик не обижай. Солдат не разбойник.
7. Три военных искусства: первое - глазомер, второе - быстрота, третье - натиск.
8. Ученье свет, неученые - тьма. Дело мастера боится.
9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, храбрость - победа!
10.Негоден тот солдат, кто отвечает: "Не могу знать."
Суворовские традиции использовались не раз воинами российской армии, а его мужество и воинское искусство вдохновляли их на ратные подвиги во имя победы над врагами.
Суворовские заветы нашли продолжателей в лице Кутузова, Багратиона, Прозоровского и других военачальников. Под руководством гениального русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова в 1812 году была разгромлена первоклассная наполеоновская армия.
Армия Кутузова при поддержке всего народа спасла Россию от порабощения.
Славной страницей в истории русского военно-морского флота вошло Наваринское сражение 1827 года, когда дважды было нанесено сокрушительное поражение турецкому флоту. В этом сражении особенно отличился экипаж корабля "Азов" под командованием Лазарева.
"Азов" получил 153 пробоины, но из боя не вышел. Весь экипаж корабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и корвет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на берег и взорвался. За эти победы и подвиги экипаж корабля "Азов"первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии ставшие адмиралами и героями русского флота.
Наш народ и его Вооруженные Силы гордятся героическим прошлым своих предшественников, своих далеких предков, дедов и отцов.
Они гордятся тем, что в русской армии и флоте зародились славные традиции стоять насмерть в боях за свою Родину, дорожить честью своего полка, выручать друг друга от врага, оберегать от опасности командиров.
В основу боевых традиций молодой Красной Армии легли подвиги русского народа по защите священных рубежей своей Родины до Великой Октябрьской социалистической революции. Однако в годы гражданской войны начали зарождаться новые традиции и их направленность, а это связано с изменением строя, стала иной. Многим поколениям известны подвиги воинов Красной Армии в годы гражданской войны, известны выдающиеся командиры, на чьих именах воспиталось не одно поколение: это Чапаев, Котовский, Блюхер, Фрунзе. Но дальнейшее развитие боевые традиции, зародившиеся в годы гражданской войны, получили в годы Великой Отечественной войны.
Высокая боевая активность советских воинов их идейной убежденностью, безграничной любовью к своей Родине, верностью великому долгу и другими морально-боевыми качествами являются основой героизма. Главное, что передается от поколения к поколению, - убежденность в правоте и непобедимости идей. Идейная убежденность роднит участников штурма Зимнего, солдат, водружавших Знамя Победы над рейхстагом, и сегодняшних защитников Родины.
Важнейшими боевыми традициями фронтовиков были: беззаветная преданность делу Ленина, любовь к своей Отчизне, уверенность в победе над врагами Родины. У наших людей нет ничего дороже, ближе и священнее Родины. "За такую Родину будем стоять насмерть,"- говорили фронтовики. И стояли до конца, шли на нечеловеческие муки и умирали героями, как коммунист генерал Д.М. Карбышев, комсомолец гвардии младший сержант Ю. Смирнов, как многие другие воины-патриоты.
В ожесточенных боях в годы Великой Отечественной войны советский воин Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, отдал жизнь, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. В его героическом подвиге отразилось глубокое осознание им своего воинского долга перед Родиной, перед советским народом, пламенный патриотизм. Так же самоотверженно действовал, совершая воздушный таран, бесстрашный летчик Николай Гастелло и многие другие воины-патриоты. Их героические поступки стали примером для подражания, вдохновляли миллионы защитников Отчизны на беспримерные подвиги в боях против иноземных оккупантов. В этом огромная сила примера героизма советских воинов. Великой Отечественной войны героизм в армии и на флоте стал массовым. Боевые подвиги многих десятков тысяч советских воинов в битвах под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Курской дуге, при форсировании Днепра, Вислы и Одера, при штурме Берлина и в других сражениях - свидетельство массового героизма советских людей во имя победы над фашистскими захватчиками.
Верность присяге, воинскому долгу, массовый героизм - эти боевые традиции стали нормой поведения в бою. Замечательными боевыми традициями являются также любовь к своей части, к своему кораблю, к Боевому Знамени, к Военно-морскому флагу, к оружию, войсковое товарищество, уважение командира и защита его в бою.
Эти и другие традиции очень важны. Передаваясь из поколения в поколение, боевые традиции умножаются, развиваются и живут. Боевые традиции, верность им побуждали советских воинов образцово выполнять свой священный долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.
В 1712 году указом Петра 1 утверждены штаты и численность команды инженеров при артиллерийском полку. С этого периода в инженерных войсках стали зарождаться боевые традиции такие как: беззаветная преданность Родине, верность воинскому долгу, самоотверженность, массовый героизм в боях, войсковое товарищество, высокий профессионализм и многие другие.
В ходе многочисленных войн, походов, сражений инженерные войска выполняли большой объем работ по обеспечению боевых действий. Истории известны факты сооружения полевых укреплений в Полтавском и Бородинском сражениях, создание бастионной и полевой обороны Севастополя в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., форсирование Дуная в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. При этом, обеспечивая атаки, штурмы, продвижение войск, зачастую военные инженеры непосредственно участвовали в оборонительных и наступательных боях, проявляя мужество и героизм.
За многочисленные подвиги инженерные части награждались определенными отличиями, в том числе вручались знамена, иконы, надписи на головные уборы, Георгиевские серебряные сигнальные рожки.
Так, после русско-японской войны ряд инженерных батальонов и рот были пожалованы надписями: "За Мукдены в 1905 году", "За Порт-Артур в 1904 году", 1-й саперный батальон, 1-й Восточно-Сибирский батальон получили почетные надписи на головные уборы "За отличие в войне с Японией в 1904 и 1905 годах".
В отличие от других видов и родов войск инженерные войска не только в период войны, но и в мирное время решали задачи общегосударственного масштаба. Во второй половине прошлого столетия в основном силами саперных батальонов были построены города-крепости России: Кронштадт (под руководством военного инженера Джигканхсу), Брест-Литовск (А. Ден), Керчь (А. Нат), ряд других. Эта, а также многие другие традиции русских инженерных войск были унаследованы и в послереволюционный период.
Созданные во время борьбы с объединенными силами империализма и внутренней контрреволюции, инженерные войска уже в первые годы своего существования с успехом решили многие сложные задачи обеспечения боевых действий молодой тогда Красной Армии. В эти же годы выросли свои, новые инженерные кадры.
Достойный вклад в победу над немецко-фашистскими войсками и японскими милитаристами внесли и инженерные войска в года Великой Отечественной войны. В ходе войны они получили дальнейшее, еще большее развитие, выросли количественно, укрепились организационно и технически, приобрели огромный опыт обеспечения боевых действий в различных условиях обстановки, показали образцы массового героизма и мужества при выполнении боевых задач. Следуя боевым традициям, саперы при выполнении задач проявляли творческую активность и изобретательность, мужество и отвагу.
Среди факторов, обусловивших достижение победы в Великой Отечественной войне советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией и империалистической Японией, важнейшим является советский патриотизм. Вместе со всей Красной Армией личный состав инженерных войск проявил воинскую доблесть, массовый героизм, любовь к Родине, своему народу. За боевые подвиги на полях Великой Отечественной войны 642 воина инженерных войск удостоены звания Героя Советского Союза. Боевые дела 266 саперов и понтонеров отмечены орденом Славы всех трех степеней. Сотни тысяч воинов награждены орденами и медалями. Навечно зачислены в списки инженерных частей павшие герои - рядовые и сержанты И.К. Базылев, Ф.И Безруков, В.П.Горячев, В.Б. Ефимов, В.В. Колосов, М.В. Мягкий, Г.Е. Попов, В.М. Счастнов, В.А. Сухов. Ореолом немеркнущей славы народного героя у нас и во всем мине окружено имя пламенного сына советского народа генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева, погибшего в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Среди 642 воинов инженерных войск, удостоенных звания Героя Советского Союза, есть люди различных возрастов и званий, национальностей и профессий. Не это ли пример для подражания!