Воздушно-космическая безопасность в условиях реформы военного образования
7
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат
Военная история, теория военного искусства
СОДЕРЖАНИЕ
1. Воздушно-космическая сфера вооруженной борьбы и ее роль в современной войне.
2. История реформирования отечественной системы ПВО
1. Воздушно-космическая сфера вооруженной борьбы и ее роль в современной войне.
На исходе ХХ столетия изменилось главное оружие военной агрессии. Им стали силы воздушного нападения, активно поддерживаемые и обеспечиваемые из космоса. Основной сферой вооруженной борьбы стало воздушно-космическое пространство. Это объективная тенденция, которая подтверждается множеством неоспоримых фактов.
Так, зимой 1991 года США и их союзники до 80% всех оперативных и тактических задач в зоне Персидского залива решили посредством нанесения по объектам и войскам Ирака ряда массированных авиационно-ракетных ударов. Военные действия на земле начались лишь после того, как исход противоборства был предрешен с воздуха- войска Хуссейна утратили боеспособность, а экономика его страны оказалась парализована.
Еще более показателен (хотя и подзабыт) пример с операцией ВВС США «Эльдорадо Каньон», проведенной в апреле 1986 года против Ливии. Тогда ни один американский солдат не принял участия в боевых действиях на земле, а все 100% задач были возложены на авиацию.
О сохранении данной тенденции свидетельствуют также события, происшедшие в 1998 году - бомбардировка объектов Судана и Афганистана. Решение «косовской проблемы» в свою пользу НАТО также спланировала проведением воздушной операции.
Более чем очевидное изменение главного средства войны и объективное смещение центра тяжести вооруженной борьбы с земли в воздушно-космическую сферу требует соответственного смещения приоритетов в вопросах отражения вероятной агрессии. Воздушно-космическая безопасность РФ из некогда второстепенной становится важнейшей составляющей и неотъемлемой частью национальной безопасности страны и обретает ранг общегосударственной задачи.
Если основным сдерживающим фактором мировой ядерной войны и средством достижения ее целей являются стратегические ядерные силы (прежде всего, РВСН), то для войны с применением обычных средств вооружения (крупномасштабной или локальной) таковыми являются силы, способные отразить воздушно-космическую агрессию.
В перечне стратегических объектов на территории страны, подлежащих воздушно-космической обороне (ВКО), важнейшими являются сами объекты СЯС. Их надежное прикрытие от ударов с воздуха и из космоса обеспечит сохранение потенциала СЯС страны на безъядерном этапе войны и тем самым снизит соблазн дальнейшей эскалации военного конфликта в ядерную фазу. Без воздушно-космической обороны (ВКО) стратегические ядерные силы не долго смогут выполнять функцию сдерживания ядерной агрессии. Они просто будут уничтожены.
3. История реформирования отечественной системы ПВО
Еще в ходе военной реформы Красной Армии в 1924-1925 г.г. появилось понимание, что ударная авиация способна решать два вида очень разных задач: осуществлять авиационную поддержку с воздуха сухопутных сил в прифронтовой полосе и вести самостоятельные военные действия по разрушению объектов, коммуникаций в глубине территории противника, за границами ответственности сухопутных фронтов.
Соответственно и ПВО должна решать две самостоятельные и разные задачи: а). предотвращение авиационных ударов по войскам и б). недопущение разрушения объектов на территории страны.
Поняв это, советское военное руководство наряду с усилением войсковой ПВО Постановлением ГКО (№ 874 от 9.11.41г.) создало новый род войск Красной Армии (видов ВС еще не было)- Войска противовоздушной обороны территории страны (сокращенно - Войска ПВО ТС). По сути, это и было рождением того вида ВС, который существовал, развиваясь до последнего времени, а в 1998 году был ликвидирован в ходе реализации военной реформы.
Не имея никакого теоретического задела по ПВО ТС, мы вплоть до середины 1943 года под ударами слаженного воздушного противника искали способы применения не только частей зенитной артиллерии, как войсковая ПВО, но и соединений, а позже - объединений разнородных (зенитных и авиационных) сил.
Создание ПВО ТС позволило перейти на общевоенные структуру и принципы ведения борьбы с воздушным противником (фронты ПВО, корпуса ПВО, дивизии ПВО, части зенитных и авиационных средств).
Так во второй половине Великой Отечественной войны в борьбе с воздушным противником зародилось и сложилось оперативное искусство противовоздушной обороны. В свою очередь, войсковая ПВО на уровень объединений различных родов войск (зенитных и авиационных), а значит и на уровень оперативного искусства не поднялась (а в силу штатной принадлежности ее частей общевойсковым объединениям и не может подняться в принципе).
В этой связи и курс оперативного искусства противовоздушной обороны ни в каких высших военно-учебных заведениях (ВВУЗах) видов ВС до создания военной академии ПВО имени Г.К. Жукова в 1957 году не читался и не разрабатывался. Равно как и нигде не проводились фундаментальные исследования по ПВО на оперативном уровне.
В первое послевоенное десятилетие в ведомственной борьбе за численность войск, оставляемых при массовом сокращении ВС военного времени, Войска ПВО ТС пять раз пытались возвратить к довоенному состоянию, то подчиняя их военным округам, то подчиняя их ВВС, то деля между ними.
Но «благодаря» созданию НАТО и развязыванию «холодной войны» с массовыми провокационно-разведывательными воздушными вторжениями самолетов все попытки упразднения Войск ПВО либо их расчленения терпели крах. Более того, в 1954 году, несмотря на мирное время, была восстановлена единая самостоятельная система ПВО страны, а Войска ПВО возведены в ранг вида ВС. Нет никаких сомнений в том, что только в единой системе Войск ПВО (а не силами войсковой ПВО) мог быть пресечен полет американского самолета-шпиона, пилотируемого Пауэрсом, и тем самым положен конец этапу безнаказанного нарушения воздушных границ государства.
С этого времени и до развала Советского Союза Войска ПВО были единственным из пяти видов ВС, командование которого обладало не только административными функциями повседневного руководства, но и оперативными функциями управления объединениями ПВО. Причем, только объединения ПВО (в отличие от объединений других видов ВС) в мирное время имели боевую задачу, имели развернутые группировки войск, имели спланированные операции и не передавались в другие оперативные объединения (например, фронты) для ведения их военных действий в воздушной сфере. Все остальные (стрелковые, танковые, воздушные и др.) армии, корпуса и дивизии под руководством своих главных командований видов ВС не применялись и применяться не могут. Они или придаются или оперативно подчиняются Главкомам войск на ТВД, либо командующим сухопутными фронтами.
Таким образом, не по чьей-то прихоти, а вполне логично двум сферам вооруженной борьбы соответствовали две самостоятельные системы ведения военных действий: наземной сфере - общевойсковая система, представленная совокупностью формирований различных видов ВС и родов войск, объединенных единым замыслом ведения оборонительных или наступательных действий на суше; воздушной сфере - система ПВО, созданная на базе объединений и соединений вида ВС - Войск ПВО и их многочисленных родов войск (зенитные ракетные войска, авиация ПВО, радиотехнические войска).
В этой связи и полномасштабное оперативное искусство в области борьбы с воздушным противником (на уровне всего вида ВС и его отдельных объединений) имело право на существование только в Войсках ПВО страны. А в войсковой ПВО, организационные формирования которой имеют только тактический уровень (полк, бригада, дивизия) и силы только одного рода войск (зенитные ракетные войска) по всем канонам военной науки могут иметь только тактику рода войск.