Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Характеристика основных способов действия в специальной операции по поиску и задержанию особо опасных и вооруженных преступников

Характеристика основных способов действия в специальной операции по поиску и задержанию особо опасных и вооруженных преступников

2

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

КАФЕДРА: Тактики Внутренних Войск.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Характеристика основных способов действия в специальной операции по поиску и задержанию особо опасных и вооруженных преступников».

Выполнил: курсант 2 взвода 2 роты

Чернов Сергей Сергеевич

Научный руководитель:

доцент, кандидат юридических наук

полковник Можаев М.Н.

Саратов 2005

План

Введение

3

1. Определение «Специальной операции». При возникновение каких чрезвычайных обстоятельств проводятся Специальные операции с участием ВВ.

4-9

2. Характеристика основных способов действия:

2.1. Блокирование

2.2. Поиск

2.3. Преследование

2.4. Окружение.

10-30

10-17

18-23

24-28

28-30

3. Рассчитать возможность МСР ПОН по блокированию рубежа на закрытой местности

11

4. Показать на схеме вариант решения командира МСР на выполнение задачи на действия в Специальной операции по поиску и задержанию трех вооруженных дезертиров в группе блокирования лесного массива.

33

5. Решение командира МСР - текстуально.

30-32

Заключение

33-34

Список используемой литературы

35-37

Введение

Внутренние войска имеют насыщенную различными событиями, богатую историю.

В период развития государства был накоплен богатый исторический опыт деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с массовыми беспорядками. Особенности организации и тактики действий силовых структур в этой борьбе обусловливались конкретными историческими реалиями - характером деятельности, степенью остроты и распространенностью сопротивления, внутриполитической обстановкой в стране. События наших дней свидетельствуют, что данный исторический опыт не утратил своей актуальности и может быть использован в современных условиях.

Моя работа, содержащая характеристику правовой основы деятельности внутренних войск, дает представление о видах нормативных документов и задачах, определяющих направление их деятельности. На данном этапе развития государства на внутренние войска возложена задача оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения.

1.Специальной операции. Чрезвычайные обстоятельства, при которых проводятся Специальные операции с участием ВВ.

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для:

- задержания особо опасных и вооруженных преступников; пресечения массовых беспорядков в населенных пунктах;

- освобождения заложников, пресечения захвата и угона воздушного судна;

- разоружения (ликвидации) незаконных вооруженных формирований и изъятия оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества.

Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятий, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цель специальной операции - восстановление нарушенного правопорядка, задержание зачинщиков, активных участников массовых беспорядков, задержание преступников, обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения операции, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Основным органом управления в специальной операции является оперативный штаб, создаваемый при МВД республики, ГУВД, УВД краевой (областной) администрации. УВДТ. Для непосредственного руководства действиями войск в оперативном штабе создается войсковая оперативная группа.

Решение на действия сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, в специальной операции принимает ее руководитель - начальник оперативного штаба. Им определяются задачи соединениям и частям в специальной операции, сроки готовности, порядок взаимодействия и другие вопросы. Министр внутренних дел Российской Федерации требует от соединений и частей внутренних войск, наряду с выполнением повседневных задач, быть в постоянной готовности к действиям по пресечению массовых антиобщественных проявлений и беспорядков в населенных пунктах.

2. Характеристика основных способов действия.

В зависимости от сложившейся обстановки и поставленной задачи внутренние войска применяют следующие основные способы войсковых действий: блокирование; поиск; преследование; окружение; охрана; оцепление; патрулирование; рассредоточение.

В военное время, а также при участии в проведении мероприятий по ликвидации незаконных вооруженных формирований в случае оказания ими вооружен-ного сопротивления, отражении нападения на охраняемые объекты внутренние войска могут вести боевые действия.

2.1. Блокирование

Блокирование - действия подразделений (воинских частей) по изоляции участка местности (района, населенного пункта или их части) предполагаемого нахождения правонарушителей в целях воспрещения выхода из него, обеспечения их поиска и задержания.

Для этой цели из состава сил и средств назначается группа блокирования. Она состоит из нарядов, перекрывающих наиболее вероятные направления движения противника из района операции.

Рубеж блокирования должен отвечать следующим требованиям:

проходить по тактически выгодной местности, иметь удобные подходы (подъезды) для быстрого занятия его подразделениями;

обеспечивать хорошие обзор и обстрел перед фронтом и на флангах подразделений, скрытность расположения личного состава и огневых средств и их взаимодействие;

позволять быстро маневрировать силами и средствами при изменении обстановки;

благоприятствовать управлению и связи.

При определении рубежа блокирования учитываются:

время нарушения запретной или режимной зоны (обнаружения противника);

время, прошедшее с момента нарушения (обнаружения);

вероятное местонахождение противника к моменту принятия решения, скорость и вероятное направление его движения;

время, необходимое для выхода подразделений на рубеж и организации службы на нем.

Рубеж блокирования должен быть занят подразделениями и войсковыми нарядами раньше, чем на него могут выйти нарушители (преступники).

Состав группы блокирования, величина участков для подразделений зависят от численности, вооружения и характера действий противника, размера района блокирования, наличия сил и средств, условий местности и видимости.

Плотность блокирования не должна быть равномерной, она зависит от важности направления, условий местности и времени суток. Днем плотность блокирования может быть:

на закрытой местности - один наряд (2-3 чел.) на 25-75 м;

на открытой -- один наряд (2-3 чел.) до 150 м.

Возможности подразделений по блокированию района

Условия местности

Протяженность рубежей блокирования подразделений, м

отделение

взвод

рота

Открытая

до 500

до 1500

до 5000

Закрытая

до 250

до 750

до 2000

Ночью (в условиях ограниченной видимости) эти нормы уменьшаются в несколько раз.

Зимой на рубеже блокирования прокладываются 1-2 контрольные линии с целью обнаружения следов противника, прошедшего через рубеж блокирования.

Боевой порядок группы блокирования состоит из боевых порядков подразделений, развернутых на рубеже блокирования, огневых средств и резерва.

Отделение на рубеже блокирования выполняет боевую службу заслоном и обычно располагается тремя-четырьмя группами, нарядами (посты наблюдения, дозоры, секреты).

Иногда отделение располагается компактно, занимая позицию, оборудованную окопом. Такой порядок отделения характерен при поиске и ликвидации крупных групп противника, которые могут предпринять попытку боем про-рваться через рубеж блокирования. Промежутки между заслонами прикрываются огнем и инженерными заграждениями.

Взвод располагает свои отделения в одну или две линии. Приданные ему огневые средства находятся в промежутках между отделениями, на флангах взвода или за отделениями. Взвод может иметь резерв силой до отделения.

Боевой порядок роты состоит из боевых порядков взводов, резерва (в составе одного, двух отделений), а иногда и огневых средств, находящихся в непосредственном подчинении командира роты.

При блокировании очень важно определить район. Он должен включать в себя места возможного нахождения противника. Это достигается постоянным и целеустремленным ведением разведки противника, использованием выгодных условий местности, применением сигнальных устройств, а в отдельных случаях и заграждений на рубеже блокирования.

Блокирование может быть сплошным, когда перекрываются все направления вероятного ухода противника и имеется зрительная и огневая связь между нарядами и подразделениями.

Для сплошного блокирования выбираются выгодные рубежи, позволяющие наименьшими силами успешно выполнять поставленную задачу. Такими рубежами являются берега рек, ручьев, гребни высот, дороги, тропы, просеки, опушки леса, окраины населенных пунктов и т.п.

Плотность блокирования должна обеспечивать недопущение выхода противника из блокированного района, возможность его захвата или уничтожения. Наиболее плотно должны прикрываться направления, ведущие к лесным массивам, участкам с сильно пересеченной местностью, к узлам дорог и особо важным объектам.

Блокирование по направлениям вероятного движения противника по объектам применяется при недостатке сил и средств, а также в районах с крупными естественными преградами (горы, реки, озера) и на местности, серьезно затрудняющей продвижение противника вне дорог; оно осуществляется путем перекрытия (перехвата) важнейших направлений заслонами, постами наблюдения, дозорами, секретами

Каждому подразделению (заслону) группы блокирования указываются: средства усиления, рубеж блокирования, цель действий, места сосредоточения основных усилий, состав и место резерва, порядок обеспечения стыков и флангов. Заслону, кроме того, определяются полосы огня и наблюдения, дополнительные секторы обстрела и наблюдения.

С выходом на назначенный рубеж командир группы блокирования на местности уточняет каждому заслону задачу и порядок взаимодействия с соседями, определяет порядок маскировки и, при необходимости, места установки технических средств обнаружения.

Заслон - войсковой наряд численностью до взвода, предназначенный для прикрытия вероятных направлений движения разыскиваемых лиц, блокирования района проведения специальной операции. От заслона могут выделяться наблюдательные посты, секреты, дозоры.

Состав, вооружение, экипировка, порядок и время несения службы заслона определяет командир с учетом складывающейся обстановки и характера выполняемых задач.

Экипировка личного состава: радиостанции; маскировочные костюмы (халаты); сигнальные пистолеты и патроны к ним; шанцевый инструмент; электрические фонари; специальные средства; приборы ночного видения и обнаружения; зимой - лыжи.

Боевой порядок отделения в заслоне состоит из 3--4 войсковых нарядов (наблюдательных постов, секретов, дозоров). Состав наряда -- 2-3 человека.

Боевой порядок взвода в заслоне состоит из 9-12 нарядов и резерва.

Начальники заслонов выставляют наблюдательные посты и высылают дозоры, организуют систему огня и наблюдения, устанавливают связь с соседними войсковыми нарядами, согласовывают с ними порядок обеспечения стыков (флангов) и составляют схемы рубежей блокирования.

Наблюдательные посты скрытно располагаются на местности, оборудуют простейшие укрытия и расчищают секторы обзора и обстрела. Дозоры, передвигаясь по указанным маршрутам, ведут наблюдение в полосе местности, прилегающей к ним. На открытых участках местности дозоры могут действовать на боевой технике или транспортных средствах.

При обнаружении нарушителей (преступников) поисковыми группами командир группы блокирования выдвигает к месту возможного прорыва свой резерв и принимает меры к усилению службы заслонов. Если нарушители (преступники) вышли к рубежу блокирования, начальник заслона, действующего на этом направлении, оповещает командира группы блокирования и соседние заслоны, подпускает их возможно ближе, смелыми и решительными действиями во взаимодействии с поисковыми группами и резервом группы блокирования окружает их.

При прорыве нарушителей (преступников) или их части через рубеж блокирования заслоны, в полосах которых произошел прорыв, установленным сигналом обозначают направление их движения и частью сил неотступно преследуют (самостоятельно или во взаимодействии с поисковой группой). Командир группы блокирования направляет свой резерв для восстановления рубежа блокирования и оказания помощи войсковым нарядам, преследующим нарушителей (преступников).

По опыту действий внутренних войск в Чеченской республике в 1994-1996 гг., и 2001-2003 гг. блокирование бандгрупп с целью последующего их уничтожения заключается в занятии выгодных рубежей, надежном перекрытии дорог и других путей возможного выхода и просачивания боевиков из района сосредоточения, а также с целью полной их изоляции и лишения возможности получения оружия и боеприпасов извне.

Действия по блокированию обычно проводились в два этапа. На первом осуществлялось блокирование намеченного района, на втором поиск. Мотострелковые и танковые подразделения привлекались для блокирования района, а подразделения внутренних войск МВД, ОМОН, СОБР и органов внутренних дел МВД - для поиска в блокированном районе. Последний делился на участки ответственности рот, которые, в свою очередь, разделялись на секторы для взводов. С целью исключения просачивания боевиков через цепи подразделений, осуществляющих поиск, блокировались отдельные объекты внутри района (населенные пункты, сады, «зеленки»). В целях повышения надежности блокирования промежутки между подразделениями прикрывались заграждениями.

Группа блокирования (прикрытия) включала в себя от одной трети до половины сил, участвующих в блокировании. Для удобства управления район блокирования (прикрытия) разбивался на ротные, взводные участки и участки для отделений. Они назначались из расчета: на закрытой местности отделению 100-150 м, взводу - 400-500 м, роте -1,5 км; на открытой местности отделению - до 500 м, взводу - до 1500 м, роте - до 3 км.

Рубеж блокирования выбирался из такого расчета, чтобы он проходил по тактически выгодной местности, имел удобные условия для маневрирования и быстрого занятия его подразделениями, обеспечивал хорошие обзор и обстрел местности, и скрытность расположения сил и средств.

Боевой порядок при блокировании строился, как правило, в один эшелон с выделением резерва. В состав первого эшелона включались подразделения, занимающие оборону на рубеже блокирования, предназначенные для ведения боевых действий в заслонах и несения службы на КПП.

Опыт также подсказывает, что успех операции в значительной степени определяет блокирование района её проведения.

Так, при проведении подобных операций войсками НКВД, в 40-х годах на блокирование отводилось от 3 до 5 дней. Примерами недооценки этого могут служить выход в ночное время из села боевиков в ходе специальной операции в Самашках в апреле 1995г., прорыв банды Радуева из блокированного района в районе Первомайского в январе 1996 г. и другие.

Блокирование района операции осуществлялось силами армейских частей, а непосредственные действия по поиску, разоружению (ликвидации) НВФ - силами внутренних войск и подразделений ОМОН и СОБР.

Достичь внезапности блокирования с ходу, на всех участках и направлениях в ходе действий в Чечне практически не удавалось. Эффект давали нешаблонные, творческие решения. Так, при проведении специальной операции в Новогрозненском в феврале 1996 г. войска блокировали поселок дважды. Первоначально - по шаблону, с соблюдением всех привычных для войск (и для боевиков) требований. Но поиск боевиков не проводился, войска оставили рубежи. Второй раз они заняли их внезапно, через три дня после своего ухода. В результате руководство НВФ не смогло подтянуть резервы (собранные ранее отряды были распущены) и оказать, как планировалось, ожесточенного сопротивления.

В зависимости от обстановки блокирование проводилось заслонами или взводными опорными пунктами, подготовленными к круговой обороне. На маршрутах выхода населения из района, операции выставлялись КПП. В ночное время в составе заслонов действовали осветительные посты. Район освещался и артиллерией.

На этапе блокирования проходили переговоры с администрацией населенных пунктов. Основные требования - сдача оружия, ликвидация оборонительных сооружений, разблокирование участков дорог, выдача боевиков, а в 1996 г.- подписание договоров о взаимном не открытии огня.

2.2. Поиск

Поиск -- действия воинских частей (подразделений), направленные на обнаружение и задержание преступников в местах их вероятного нахождения. Поиск в неблокированном районе проводится в тех случаях, когда район операции большой, а сил для его блокирования недостаточно; когда по периметру этого района имеются труднопроходимые участки местности, являющиеся естественными преградами для противника. Такие операции проводятся преимущественно в условиях горной и лесисто болотистой местности.

Направление поиска необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы подразделения, ведущие поиск, вынуждали противника отходить на открытые участки местности, на заслоны, а если операция проводится в неблокированном районе - ставили противника в невыгодное положение, облегчающее его обнаружение, преследование и ликвидацию.

Для подразделений, ведущих поиск, назначаются:

исходный район;

исходный рубеж для поиска;

полоса (направление) поиска;

уравнительные рубежи;

рубеж встречи;

конечный рубеж;

участок поиска;

район сбора.

Исходный район - район, в котором подразделения, выделенные для ведения поиска, должны сосредоточиться к определенному времени. Он может не назначаться.

Исходным рубежом для поиска считается рубеж, на котором подразделения, предназначенные для ведения поиска, развертываются и принимают боевой порядок.

Полоса (направление) поиска назначается подразделениям обычно при ведении сплошного поиска цепью. Разграничительные линии полос указываются по хорошо видимым ориентирам и местным предметам. Если поиск ведут отдельные поисковые группы, то им указываются направления, а не полосы поиска. Уравнительные рубежи назначаются для:

· уточнения задач подразделениям, ведущим поиск;

· выравнивания боевого порядка и восстановления нарушенного взаимодействия;

· отдыха и принятия пищи личным составом.

· Количество уравнительных рубежей зависит от глубины района операции, фронта поиска, условий местности и видимости. Они назначаются по хорошо видимым ориентирам или по времени движения (обычно через 1,5--2 ч движения группы поиска):

· на равнинной и среднепересеченной местности - через 3-4 км;

· на лесисто-болотистой местности - через 6-8 км;

· в горной местности -- через 1-1,5 км;

· зимой на лыжах - через 5-6 км, со служебными собаками на удалении зрительной связи и поддержки огневого Резерва группы поиска продвигается на наиболее опасных направлениях.

Группа поиска выходит на исходный рубеж одновременно с занятием заслонами рубежа блокирования. Командир группы на местности уточняет каждой поисковой группе направление (полосу) ведения поиска и порядок взаимодействия соседями. Командиры поисковых групп ориентируют личный состав на местности, уточняют ему задачи.

Поисковые группы в зависимости от способа поиска принимают боевой порядок: при сплошном поиске - цепь с дозорами впереди и на флангах; при выборочном - колонна с дозорами впереди и на флангах или линия отделений.

Поисковые группы в боевом (предбоевом, походном) порядке, выдерживая установленные интервалы и темп поиска, тщательно осматривая местность, движутся в установленных им направлениях или полосах (осматривают объекты или участки местности). С выходом на уравнительный рубеж они останавливаются, выравнивают боевой порядок. Командиры поисковых групп уточняют задачи, производят взаимное опознавание с соседями. На уравнительных рубежах по решению руководителя операции может организовываться отдых личного состава прием пищи.

Командир поисковой группы, обнаружившей преступников, подает установленный сигнал и стремится с ходу окружить их. При вооруженном сопротивлении преступников поисковая группа частью сил сковывает их огнем, остальными силами - обходит с флангов и окружает. Если преступники стремятся оторваться от поисковой группы или прорвались в сторону, противоположную правлению поиска, командир группы установленным сигналом обозначает направление их ухода и организует неотступное преследование.

Другие поисковые группы останавливаются на достигнутом рубеже и частью сил оказывают помощь поисковой группе, обнаружившей преступников, в их окружении.

Поиск в неблокированном районе осуществляется аналогично. Для перекрытия направлений ухода преступников после столкновения с поисковыми группами, если окружить их не удалось, используется мобильный резерв, который выходит на направление их движения и во взаимодействии с поисковыми группами (группами преследования), преследующими преступников, окружает их.

Если поисковой группе, обнаружившей преступников, не удалось окружить их, она неотступно преследует преступников, обозначая установленными сигналами, направление ухода, или стремится выйти на пути их движения, не допустить ухода преступников в выгодном для них направлении, а затем во взаимодействии с резервом (другими поисковыми группами) осуществляет окружение.

Если поиск преступников в течение светлого времени суток не завершен, то за один час до наступления темноты поисковые группы останавливаются на выгодном (достигнутом) рубеже и переходят к службе заслонами.

При обнаружении в ходе поиска противника, находящегося в убежище, устанавливаются границы убежища, принимаются меры к окружению и быстрой ликвидации противника. При обнаружении убежищ следует учитывать наличие запасных выходов из них. В практике служебно-боевой деятельности внутренних войск были случаи, когда противнику удавалось скрыться от наших подразделений, пользуясь запасными выходами из убежищ.

Для быстрейшего прекращения сопротивления обнаруженного противника, особенно в убежищах, подразделениями могут применяться специальные средства и ручные гранаты. При необходимости убежище может быть подорвано.

Противник не ставит себе целью удерживать какую-либо местность, а стремится незаметно или после короткого боя скрыться от наших подразделений, по это своевременный и решительный маневр на обход и окружение имеет большое значение. С этой целью поисковые группы, обнаружив противника, сковывают действия огнем с фронта. Соседи и резервы обходят противника с флангов и тыла и окружают его.

Если противника не удалось окружить, и он пытается уйти от группы поиска, необходимо лишить его возможности свободно передвигаться во всем блокированном районе, прижать к заслонам и во взаимодействии с ними ликвидировать. Командир группы поиска, обнаружив отход противника, должен немедленно организовать его преследование. Группы, ведущие преследование, должны не теряя соприкосновения с противником, вынуждать его отходить на заслоны, прижимая к естественным препятствиям и ликвидировать его

Если противник при отходе разделяется на несколько групп, за каждой из них необходимо назначать группу преследование хотя бы значительной численности, так как важно не потерять соприкосновения с врагом. Группы преследования при своем движении должны обозначать направления отхода противника сигнальными ракетами. К месту боевых столкновений командир групп поиска высылает свой резерв.

Если ведется встречный поиск, то подразделения, ведущие его, высылают месту боевого столкновения часть сил и продолжают поиск ускоренным темпом.

При прорыве противника через рубеж блокирования (заслона) его преследует резерв группы блокирования (заслона), на участке которого произошел прорыв и часть сил группы поиска, действующей на этом направлении. На пути движения прорвавшегося противника выставляются заслоны.

В ходе контртеррористической операции поиск, как правило, осуществлялся «перекатом»: первая линия (цепь) непосредственно осматривала местное вторая, используя естественные укрытия, осуществляла поддержку в готовности немедленному огневому прикрытию. С выходом на определенный командиром поисковый рубеж первая линия залегала, а вторая начинала движение и осмотр местности. Расстояние между рубежами определял командир. В зависимости от рельефа и характера местности оно составляло 25-50 м.

Фронт поисковой цепи на закрытой местности определялся, исходя следующих нормативов: отделению - до 100 м, взводу - до 300 м, роте - до 800. На открытой местности: отделению - до 150 м, взводу - до 500 м, роте - до 15001 Темп поиска: на открытой местности летом до 2 км/ч; в горнолесистой - до 300-600 м/ч.

Как показывает опыт боевых действий, с незаконными вооруженными формированиями, могут применяться и несколько видоизмененные способы проведения поиска: поиск-досмотр; поиск в районе; параллельный поиск; поиск по сходящимся направлениям; поиск по спирали; встречный поиск. Рассмотрим некоторые из них.

Параллельный поиск осуществляется разведывательно-поисковыми группами в смежных районах. В этом случае личному составу групп указываются сигналы (знаки) взаимного опознавания на случай встречи, а командиры подразделений, назначенные в разведывательно-поисковые группы, имеют возможность ведения переговоров по средствам радиосвязи.

Поиск по сходящимся направлениям проводится в случае необходимое получения (подтверждения) разведывательных данных в двух районах местность разделенных естественным препятствием (болото, река и т.д.) в одном конце имеющих общую границу в другом. Командиры групп в этих условиях могут у останавливать связь друг с другом только при достижении группами определенно рубежа.

Поиск по спирали организуется, если район действий РПГ имеет форму круга предполагаемые силы боевиков в нем незначительны.

Встречный поиск ведется группами поиска навстречу друг другу в одном районе, когда величина района по длине весьма значительна. В целях безопасное назначаются сигналы и знаки взаимного опознавания и оповещения, а также рубежи максимального продвижения. Способы выхода РПГ в район поиска могут быть следующими: десантирование на вертолетах; выход на бронетехнике с последующими действиями в пешем порядке; высадка парашютным способом, а иногда и выход в пешем порядке, с Десантирование осуществляется, как правило, за 10-15 км от района поиска.

Для проведения поиска банд отрядов (групп), особенно в тех случаях, когда они рассредоточены на обширной территории, могут привлекаться самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты.

2.3. Преследование

Преследование - неотступное движение подразделений и войсковых нарядов по задержанию или ликвидации противника (нарушителя), пытающего скрыться. Оно ведется при обнаружении противника или его следов.

Преследование может возникнуть:

· при попытке противника скрыться после столкновения с войсковыми нарядами;

· при попытке противника прорваться через рубеж блокирования;

· при побеге задержанных из-под охраны или при конвоировании;

· при попытке противника скрыться от поисковой группы во время поиска

· после совершения противником диверсионного акта;

· при совершении противником рейдов. Успех преследования достигается:

· своевременным обнаружением нарушителей, их следов или других признаков нарушителей;

· своевременным принятием целесообразного решения;

· высоким уровнем подготовки личного состава и постоянной готовность резерва караула (подразделения) к действиям;

· своевременным перекрытием направлений вероятного движения нарушителей войсковыми нарядами;

· четко организованным взаимодействием войсковых нарядов (подразделений), участвующих в преследовании;

· хорошим знанием личным составом местности;

· четко организованной связью;

· правильным использованием технических средств и розыскных собак.

Преследование в зависимости от обстановки, в которой оно возникло, может быть непосредственным, по следам (направлению) и параллельным.

Непосредственным является такое преследование, при котором войсковой наряд видит преследуемых. Если же преследуемые скрылись из поля зрения, но на местности остались их следы, преследование ведется по следам. Когда известно, но только направление ухода нарушителей (противника) и на местности нет 1 следов, преследование ведется по направлению вероятного их движения.

Параллельное преследование ведется с целью:

заблаговременного выхода на пути движения нарушителей их войсковыми нарядами;

не дать возможности нарушителям уйти из полосы преследования, обеспечить их окружение охватом с флангов;

ведения поиска нарушителей (преступников) и их следов на фланге;

* поддержания войскового наряда, ведущего непосредственное преследования.

Поисковым группам, ведущим параллельное преследование, ставится задана действия до определенного рубежа, после чего они прикрывают этот рубеж.

Преследование должно вестись до задержания или ликвидации преследуемых и может быть прекращено только по приказу старшего командира.

Группа преследования - это войсковой наряд численностью два и более вооруженных военнослужащих, назначенный для задержания нарушителей (вооруженных преступников), пытающихся скрыться после нарушения запретной зоны (контролируемой зоны), столкновения с войсковыми нарядами, при прорыве блокированного района (окружения).

Группы преследования высылаются из состава тревожной группы караула и подразделения по охране ВГО, а также от других розыскных нарядов при проведении специальной операции по поиску и задержанию нарушителей, проникших на охраняемый объект (с объекта), розыску и задержанию вооруженных преступников дезертиров).

Состав группы преследования от караула определяется боевым расчетом. Туда обычно входят ПНК или разводящий, инструктор с розыскной собакой и два караульных. Эта группа высылается начальником караула немедленно и проникновении нарушителя на объект (с объекта) или обнаружение нарушения, а также при срабатывании двух рубежей сигнализации.

В роте по охране ВГО, назначенной дежурным подразделением полка, боевым расчетом назначаются одна-две группы преследования численностью от трех (человек до отделения со служебными собаками, средствами связи и транспортом возглавляют офицеры, прапорщики или опытные сержанты. Основное назначение этих групп - оказание помощи караулам в преследовании и задержании нарушителей (вооруженных преступников).

При проведении специальной операции предусматривается также выделение групп преследования от других розыскных нарядов (заслон, поисковая группа). Они ведут преследование разыскиваемых после столкновения их с войсковыми нарядами, при прорыве их из блокированного района (окружения).

В состав групп преследования назначаются физически подготовленные, умеющие хорошо ориентироваться на местности военнослужащие. Экипировка групп преследования определяется командиром воинской части. Во всех случаях группа преследования должна и меть схему (карту местности) и компас

Боевой порядок труппы преследования представляет собой размещение имеющихся сил и средств при выполнении поставленной задачи, которое представляет собой следующее: впереди должен следовать инструктор с розыскной собакой, другие военнослужащие двигаются за ним на удалении зрительной и огневой связи уступом вправо и влево, обеспечивая действия инструктора и ведя наблюдение в назначенных секторах. Их задача - путем осмотра местности обнаружить скрывающихся преступников и предупредить возможное нападение на войсковой наряд.

При таком порядке движения инструктор при необходимости может возвратить собаку и отыскать утерянный след, который не должен затаптываться военнослужащими, идущими сзади. Между личным составом группы должна поддерживаться зрительная связь. Группа преследования выполняет задачу путем тщательного осмотра местности и местных предметов, прослушивания, сбора сведений от местных жителей.

Тактика действий наряда. Если, например, в ходе осмотра группой преследования двух заброшенных зданий из одного из них, находящегося в 70 м от наряда, выбежали двое неизвестных и разошлись в разных направлениях: один побежал по лесной дороге, второй скрылся в лесном массиве, то действия наряда должны быть следующими:

начальник принимает решение на ведение дальнейшего преследования;

назначает военнослужащих для преследования каждого уходящего неизвестного;

инструктор со служебной собакой преследует неизвестного, скрывшегося в лесном массиве;

военнослужащие по кратчайшему направлению сближаются с неизвестным;

начальник группы предупреждает его окриком: «Стой, стрелять буду!» и производит выстрел вверх;

если разыскиваемые нарушители опознаны и требований наряда остановиться не выполняют, а другими мерами задержание затруднено, личный состав, руководствуясь установленными правилами, может применять оружие по команде начальника группы или самостоятельно;

наряд задерживает нарушителей, производит их обыск в целях изъятия оружия и других предметов, которые могут служить средством нападения на наряд или быть уничтожены как вещественные доказательства их преступной деятельности;

наряд производит осмотр местности в районе задержания (в радиусе не менее 100 м) в целях обнаружения брошенных предметов;

о задержании разыскиваемых начальник наряда подает установленный сигнал ракетой и докладывает по средствам связи.

При потере нарушителей из виду группа преследования:

продолжает преследование по следам, не допуская их затаптывания;

для того, чтобы не потерять обнаруженных следов, необходимо обращал внимание на их отличительные признаки: форму отпечатка подошвы обуви, ступ в длину шага, ширину и форму полозьев лыж и т.д.

обозначает направление движения нарушителей сигнально-осветительными патронами и другими знаками;

докладывает командиру по средствам связи обстановку с целью вывести на направление движения нарушителей другие розыскные наряды, действующие в этом районе.

2.4. Окружение

Окружение - изоляция места нахождения противника с целью его захвата или уничтожения. Оно проводится при наличии достоверных данных о местонахождении противника.

Изолируется не район, а противник в убежище, отдельном строении и т.п. с такой плотностью, которая обеспечивает его задержание или уничтожение.

Окружение может возникнуть и в ходе поиска или преследования.

Боевой порядок подразделений в окружении состоит из групп окружения, захвата, прикрытия, огневой и резерва.

Подразделениям для окружения назначаются рубежи: отделению 50-60 м; взводу-300-450 м.

Боевой порядок группы окружения состоит из подразделений, развернутых в цепь. Подразделения на рубеж окружения выходят с соблюдением маскировки, обеспечивающей внезапность. Группа захвата действует на бронетранспортерах или в пешем порядке. Ее состав определяется в зависимости от состава противника, его вооружения и характера действий. Действия группы захвата начинаются после завершения окружения и проведения мероприятий по организации действий, проводятся быстро, решительно, с использованием бронетехники, огневых, дымовых и специальных средств, а также служебных собак. Огневая группа располагается за боевым порядком группы окружения готовности к немедленным действиям по поддержке огнем группы захвата и окружения.

Окружение противника, обнаруженного в ходе поиска или преследования, должно производиться стремительным охватом его поисковыми группами с перекрытием путей отхода и активными действиями с фронта.

5. Решение командира МСР по поиску и задержанию дезертиров в группе блокирования.

РЕШИЛ: Силами своего подразделения во взаимодействии с соседними подразделениями обеспечить блокирования лесного массива, леса Лагерный по рубежу: стык полевых дорог, редколесье. С задачей не допустить прорыва нарушителей через занимаемый рубеж, в направлении п-ка Жасминный.

Задачи определил:

1 мсв - заслон №1, блокирует рубеж: стык полевых дорог, отдельно стоящее дерево. С задачей не допустить прорыва нарушителей в своем направлении. Обеспечить выставление трех наблюдательных постов на наиболее вероятном прорыве противника, блокировать рубеж: стык полевых дорог - отдельно стоящее дерево. Полоса наблюдения справа направление возвышенности, слева овраг.

2 мсв - заслон №2, блокирует рубеж: выступ опушки леса, отдельно стоящее дерево. С задачей не допустить прорыва нарушителей в своем направлении. Обеспечить выставление двух наблюдательных постов на наиболее вероятном прорыве противника, блокировать рубеж: выступ опушки леса - отдельно стоящее дерево. Полоса наблюдения справа направление возвышенности, слева овраг.

3 мсв - заслон №3, блокирует рубеж: выступ опушки леса, отдельно стоящий куст. С задачей не допустить прорыва нарушителей в своем направлении. Обеспечить выставление трех наблюдательных постов на наиболее вероятном прорыве противника, блокировать рубеж: выступ опушки леса - отдельно стоящее дерево. Полоса наблюдения справа направление возвышенности, слева овраг.

Для осмотра местности в промежутках между нарядами и поддержания связи выслать дозор по маршруту: полевая дорога. Резерв - личный состав 3 отделения 2 взвода.

При обнаружении нарушителей принять меры к их задержанию, при их прорыве и попытке скрыться наблюдательным постам в секторе, где произошел порыв, перейти и осуществлять преследование.

Оружие применять порядком установленным Федеральным законом «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Связь со мной по радиостанции, сигналами через связных.

Сигналы:

Внимание - правая рука поднятая вверх, ракета белого огня в зенит, по радио 111.

Вижу преступников - левая рука поднятая вверх, ракета красного огня в зенит, по радио 122.

Прорыв преступников - правая рука в направлении порыва, ракета зеленого огня в направлении прорыва, по радио 133.

Окружай - обе руки, поднятые вверх, две ракеты красного огня, по радио 144.

Сбор (ко мне) - круговые движения правой рукой над головой, две ракеты белого огня, по радио 155.

Преступники задержаны - три ракеты красного цвета в зенит, по радио 166.

Сигналы взаимного опознавания:

Кто вы - автомат вертикально в поднятой правой руке.

Мы свои - автомат горизонтально в поднятой правой руке.

Я нахожусь в боевом порядке 2 мсв.

Заключение

Опыт государственного строительства достаточно убедительно свидетельствует о том, что силовые структуры должны находиться в достаточной готовности, позволяющей им эффективно противодействовать таким преступным проявлениям, как нападение на военные объекты, а также успешно пресекать действия незаконных вооруженных формирований.

В последние года силовыми структурами Российского государства накоплен немалый опыт подготовки и проведения специальных операций. Организация действий войск в этих операциях, содержание работы заместителей их руководителей по войскам и управленческого аппарата каждый раз будет определяться конкретно складывающейся обстановкой и иметь свои особенности.

Результативность доводимых мероприятий в определяющей степени будет зависеть также от инициативы и творческого подхода военнослужащих (в первую очередь командиров частей и подразделений) к решению стоящих перед ними задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!

1.Официальные документы я нормативные акты:

1.Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит.,1993. 96с. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Ассамблея ООН 17 декабря 1979 года. М.: Международные отношения 1998г.

2.Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия лицами по поддержанию правопорядка. Приняты УШ Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 27 августа - 7 сентября 1990 г. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» Российская газета. 2001. 2 июня.

3.Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел».

Закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68 «О защите населения и территории от ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. №35.

4.Закон РФ от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.

5.Закон РФ от 12 марта 1998 г. «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998.№22 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. (Постановление Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.) Утвержден Президентом Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927.

6.Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных сил СЗ РФ. 1996. №33. Ст. 3998.

7.Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» СЗ РФ. 1996. №33. Ст. 4459.

8.Приказ МВД России от 10 сентября 2002 года № 870дсп «О совершенствовании органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

9.Приказ главнокомандующего ВВ МВД России от 3 апреля 2003 г. «Наставления по организации планирования и подготовки ВВ МВД России по пресечению массовых беспорядков при чрезвычайных обстоятельствах».

2. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации:

10.Бахрах Д.Н., Хазанов С. Д. Правовой режим чрезвычайного положения / Свердловский юридический институт. Свердловск, 1992.70 с.

11.Введенский Б.А. Малая советская энциклопедия. М.: Наука, 1960. Т. 9.774 с.

12.Гобозов Т.Л. Организационные и правовые основы реализации управленческих органов внутренних дел в современных условиях.

13.Капкин А.В., Осадчий С.П. Внутренние войска, структуры им подобные в системе обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств (1945-1997 гг.): пособие. М., 1998.220с.

14.Коренев А.П. Административное право России: Учебник // МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М», 1998. С. 67.

15. Можаев М.Н. Управление соединениями (воинскими частями) внутренних войск при совместном выполнении с органами внутренних дел задач в условиях введения чрезвычайного положения: Дисс...канд. юрид. наук. М., 2001. С. 15-85.

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 834 с. 13. Советский энциклопедический словарь. М., 1990. 1400 с.

17. Шувалов С.В. Административно-правовой статус внутренних войск в системе России в обеспечении, охране и защите порядка и безопасности: Дисс. ... канд. наук. Саратов, 1998. С. 141-145.

18.Шойгу С.К. Катастрофы и государство: Учебное пособие. М., 1997. 125 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека